19 сентября 2020 чудо архангела михаила в хонех


Чудо Архангела Михаила в Хонех

День памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Коласаех, которое называем также «чудом в Хонех», совершается 19 сентября (6 сентября ст. ст.). Событие имело место в IV веке, когда отживавшее свой век язычество еще продолжало активно бороться против набиравшей все большую силу христианской проповеди. В то время во Фригии, недалеко от города Иераполя (ныне западная часть современной Турции), в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила, около храма истекал целебный источник. Этот храм был сооружен одним благочестивым жителем города Лаодикии в память об исцелении болящей дочери, немой от рождения: св. Архангел явился ему в сонном видении и повелел дать девице испить воды из своего целебного источника. Исполнив повеление Архангела, девица тут же обрела дар речи, тогда сама она и все ее сродники приняли святое крещение, а усердием благодарного отца был воздвигнут также и храм в честь Архангела Михаила.

Прослышав о чуде, к храму стекались не только христиане, но и язычники с тем, чтобы оставить прежнее свое нечестие. Этому очень действенно способствовал благочестивый старец Архип (прп. Архип, 6 сентября), около шестидесяти лет неотлучно пребывавший при храме и исполнявший пономарскую службу. Своею проповедью и богоугодным житием он многих отвращал от идолопоклонства и приводил в познание истины. Тогда наиболее закосневшие в своих заблуждениях язычники задумали вовсе уничтожить храм и погубить святого Архипа и решились на сложнейшее по тем временам инженерное предприятие. Поскольку храм располагался в горной местности, то они, проложив новые русла для двух близлежащих горных рек, направили их течение воедино, в сторону храма, чтобы сильным потоком разнести все его строение. Но по молитве прп. Архипа Архангел Михаил в самый решающий момент явился видимым образом на месте предполагаемого слияния рек и ударом жезла открыл в горе широкую расселину, куда и устремился весь бурлящий водный поток.

Храм остался неповрежденным, а посрамленные язычники в ужасе разбежались. Святой же Архип и собравшиеся около храма христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина». В народе этот праздник получил название Михайлова дня или Михайлова чуда. 

Богослужение в день памяти чуда Архангела Михаила в Хонех

День воспоминания о совершенном Архангелом Михаилом чуде был настолько значимым, что Византийская Церковь уже в самое раннее время установила для него специальное празднество, ежегодно отмечаемое 6 сентября. К этому дню в служебных минеях было приурочено чтение древнего литературного памятника «Сказание о чуде в Хонех», отредактированного в X в. Симеоном Метафрастом. В настоящее время по уставу служба этого праздника шестеричная: кроме минеи, читается канон в Октае, Великое Славословие на Утрени не поется. Минейный канон архангелу Михаилу от 6-го сентября вычитывается также дополнительно и 8-го ноября, на день его собора, большинство стихерных песнопений общие для двух праздников.

Чиноначальник вышним силам, Михаил предстатель Божественным чином днесь, к торжеству нас призва, иже всегда с нами ходя, и сохраняя всех от всякого дияволя обстояния. Приидите убо празднолюбцы и христолюбцы, цветы добродетелей вземше, чистыми помысла и совестию благою, архангелов собор почтем. Той бо Богу непрестанно предстоя, и трисвятую песнь воспевая, молит спастися душам нашим (стихера дню). 

Общецерковное почитание Архангела Михаила

Св. Архангел Михаил является высшим чиноначальником всех небесных сил бесплотных. В Церкви он почитается как покровитель и защитник народа Божия — сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя; теперь же, после отпадения евреев, он стал хранителем Нового Израиля, т.е. всего православного христианства.

Михаил же начальник сый небесных воинств, избавляет нас от всяких бед и скорбей, недуг и злых грехов. Первый бо ангелом, и вместо денницы поставлен бысть. Его же света не стерпе видети, спадый денница (пролог, 8 ноября).

Свт. Григорий Великий пишет, что в то время, как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.

По общепринятому церковному преданию считается, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Известны и другие многочисленные примеры явления чудодейственной помощи св. Архангела в Ветхом Завете.

В Новом Завете особенно значимое упоминание об Архангеле Михаиле приводится в Откровении св. Иоанна Богослова:

И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним (12:7).

Св. Архангел Михаил почитается также покровителем душ умерших, здесь известен иконографический сюжет, показывающий св. Архангела с весами, измеряющими души человеческие. По преданию, ему дана будет власть, чтобы пробудить последней трубою всех от века усопших для предстояния на Страшном Суде Христовом. 

Почитание Архангела Михаила на Руси

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига (Русская летопись).

Так, согласно церковному преданию, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород». Перед началом решающих сражений русские князья чаще всего прибегали к предстательству начального воеводы небесных сил и победителю лукавых демонов. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига.

В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона «Благословенное воинство» (1550), где святые воины, князья русские, изображены под предводительством Архистратига Михаила.

 

Иконография «Чуда в Хонех»

Наиболее древней иконой считается «Чудо в Хонех», написанная на оборотной стороне иконы Богоматери Грузинской (Иерусалимской) — ранее выносной иконы XV в., принадлежащей ныне Третьяковской галерее. По-видимому, ближайшим прототипом этого произведения является икона «Чудо в Хонех» из афонского монастыря Хиландар, находящаяся ныне в Национальном музее в Белграде. 

Икона конца XV в. из Русского музея восходит к иконографии XIII в.: два мощных светло-голубых полукружия рек вертикально низвергаются в центр пронзаемого жезлом Архангела Михаила камня и членят композицию пополам, образуя как бы две арки. Внутри левой арки изображен величественный св. Архангел Михаил; справа — белый одноглавый храм, на фоне которого выделяется стоящий в молитвенной позе пономарь Архип. Над ними помещены крошечные фигурки язычников с лопатами в руках. Икона очень выразительна; в ней наглядно представлена идея чудодейственной силы началовождя Божественных чинов Архангела Михаила и необоримость веры Христианской. Текст надписи в нижней части иконы гласит:

Чудо Архистратига Михаила на месте, нарицаемом Хиротопа, идеже искипе святая вода силою Христовою, творяще исцеления недужным. Многие лики прихождаху, исцеляеми, вероваху Господу нашему Исусу Христу, и крещахуся; и создана бысть церковь во имя св. Архангела Михаила над святою водою…

Чудов монастырь

Знаменитый по своей истории Чудов монастырь в Московском Кремле был основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды, Джанибека, прозревшей молитвами Алексия. В 1501-1503 годах древнюю церковь Архангела Михаила сменил храм, возведённый итальянскими мастерами.

Монастырь связан с историей Лжедмитрия I, который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, — активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. В 1612 году в монастыре был уморен голодом патриарх Гермоген.

Про Чудов монастырь упоминает в своем «житии» и св. свщмч. Аввакум, рассказывая о начале гонений на старообрядчество:

Таже Никон в памяти пишет: «Год и число. По преданию де святых отец и апостол, не подобает метания творити на колену, но в пояс бы вам класть поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились». Мы же, сошедшиеся со отцы, задумалися; видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали. Неронов мне приказал церковь, а сам скрылся в Чюдов, седмицу един в полатке молился. И там ему от образа глас бысть во время молитвы: «Время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!»

В 1930 году Чудов монастырь был уничтожен. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был взорван по приказу безбожных властей в ночь на 17 декабря 1929 года под предлогом освобождения места для размещения военной школы, где  должны были проходить обучение кремлёвские курсанты. Сохранившиеся фрагменты фресок в настоящее время находятся в Третьяковской галерее, Историческом музее, Музее Андрея Рублёва (все в Москве). 

Древняя молитва Архангелу Михаилу

Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре и пользуется широкой известностью, как у старообрядцев, так и у новообрядцев, особенно у монашествующих. Считается, что если кто-то будет в дополнение к общему правилу присовокуплять на каждый день и молитву Архангелу, то встретит в его лице ходатая за свою душу пред Престолом Божиим, чтобы избавиться от осуждения и войти в Царство праведных. Существует несколько вариантов этой древней молитвы, настоящий текст приводится по рукописи из женского старообрядческого монастыря в Улейме:

Господи, Исусе  Христе, Великий  Царю  Безначальный, Невидимый  и  Несозданный, седяй  на   престоле  со  Отцем  и  со  Святым  Духом  славимый  от  небесных  сил  бесплотных, посли , Господи, Архангела  Своего  Михаила  на  помощь  мне  грешному  рабу  Твоему  (имя  рек), избавитимися  врагов  моих  видимых  и  невидимых. О, великий  архангеле  Михайле, излей  миро  благо  на  рабе твоем  (имя  рек), ты  бо  еси  демоном  сокрушитель  и  бесам  прогонитель, избави  мя  лукавых  козней  навета  и  стужения  человек  лукавых, призри  на  мя  недостойного  раба  твоего  (имя  рек)  и  запрети  им  всем  врагом  борющимся  со  мною, видимых  сотвори  яко  овец, а  невидимых  яко  прах  пред  лицем  ветра. О  великий  святый  архангеле  Михайле, первый  княже  и  воеводо  ангелом  и  архангелом, херувимом  и  серафимом  и  всем  небесным  силам  безплотным, буди  помощник  мне  грешному  рабу  твоему  в  бедах  и  скорбех  и  в  печалех, и  на  распутиях, на  морях  и  на  реках, и  по  сухому  пути  тихое  пристанище  буди  и  спутие, пособи  и  укрепи  и  избавимися  прелести  диявольския.О  великий  архангеле  Михайле, услыши  глас  раба  твоего  (имя  рек), молящегося  тебе  и  призывающего  имя  твое  святое,  и  услыши  молитву  мою, ускори  на  помощь  мою, и  победи  вся  сопротивляющиеся  мне  и  прожени  от  мене  всякие  нечистоты  и  нечистыя  духи, силою  честнаго  и  животворящего  Креста  Господня  и  святаго  и  тридневнаго  Воскресения, и  молитвами  Пресвятыя  Владычицы  нашея  Богородицы  и  присно  Девы  Марии, и святых  ангел  и  архангел, херувимов  и  серафимов  и  всех  святых,  всегда  ныне  и  присно  и  во  веки  веком. Аминь. 

Поучение Святого Василия и сказание ангеловы повести к верным

Ангел Господень сказует слово от Господа, ко мнящимся верным християном, а страха Божия не имущим, глаголя сице: горе человеку тому, иже гнев имея на кого любо, или сварився, или бився с кем, или кому зло сотворив, или на кого зло каково в сердце имея, а не простясь с ним, идет в церковь Божию, противяся верным и кротким человеком, имже наследовати землю обетованную обещано и покой.

Или аще свещу, или просфиру, или ино кое приношение принесет, или дору яст, или Евангелие целует сый в злобе, достоин есть таковый муце вечней, и смоле присно кипящей, и огню негасимому.

Горше же того, и велми горее убийства, и душегубства, и еретичества, и всякого зла злее, и всякия пагубы пагубнее, егда кто приступает к Пречистому Телу и Крове Христове, а гнев держа на кого, или сварився, или бився, или кого оклеветал, или кого свадил с кем, или помня зло на кого, то неумолим суд таковый восприимет, и без милости муку вечную, лучше бы таковому не родитися: горши бо жидов, и еретик осудится, зане недостойне приемлет Пречистое Тело и Кровь Господню.

Егда бо кто приступает ко Пречистому Телу и Крови Господа нашего Исуса Христа Сына Божия, вземлющаго грехи всего мира, и слыша глаголемая: вонмем, святая святым: се бо речено есть о причащении Святых Таин, рекше достойным и верным человеком: и сый недостоин приступает к Пречистым Тайнам Христовым, тогда небо и земля, и преисподняя вся потрясутся, и превышния небесныя силы вся вотрепещут, и вся мысленныя воинства страхом одержими бывают, видяще человеческое естество, на земли всяку неправду деющее.

Слышасте любимии ангелову повесть, сказану святым Василием. Слышасте ли, како святии ангели не согрешше трепещут и боятся, то како мы грешнии убежим вечных мук, толика наказание и учения не слушающе, толика страха и боязни не ужасающеся.

Но се вам буди известно слово Господне, еже рече: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего.

Се же есть воля Божия, еже имети страх Его в сердцы своем, и еже имут ангели Его, смирение, покорение, кротость, беззлобие, благоумие, трезвение, послушание, внимание, и прочая вся добрая дела: та бо суть ангельская дела. Да аще быхом братие и мы таковая имели дела, то далече бы отбегли от нас вечныя муки, и Царство Небесное недалече бы от нас было, и со ангелы вкупе радовалися быхом.

А се суть сатанина дела, и слуг его, гордость, величание, презорство, злое непокорство, и нечистое пиянство, со всякою злобою, ихже ради сатана отпаде славы Божия, окаянным несмысльством: егоже гордость и величание приемше жидове, не яша веры Сыну Божию, и муце вечней достойни быша, со учителем своим дияволом, егоже учения нам не буди прияти братие.

Но буди нам прияти учение пророческое, и апостольское, и отеческое, и о том учении получити жизнь вечную, и Царство Небесное, со всеми сотворшими волю Божию, и ходившими по заповедям Его: да и мы братие потщимся тому учению последовати. («Златоуст», сл. 41-е).

ruvera.ru

Александр Сегень. Чудо в Хонех, чудо в Орде и Чудов монастырь / Православие.Ru

«Чудо архангела Михаила в Хонех», византийская икона, первая половина XII века. Архангел Михаил имел особое почитание во Фригии, где близ города Иераполя находился посвященный ему храм. Язычники решили уничтожить православный храм, соединили вместе две горные реки и пустили единый поток на то место, где он стоял. Но пономарь храма Архипп, известный своей благочестивостью, вымолил спасение. Явившийся на его зов архистратиг, полководец всего небесного воинства, ударил жезлом скалу, в ней образовалось огромное отверстие, и поток устремился туда, не причинив никакого вреда храму. Это событие вошло в историю христианства как Чудо архангела Михаила в Хонех. Хоны означает «дыра», «отверстие», «расселина».

Удивительным образом это чудо вплелось в русскую историю!

В августе 1357 года проживавший в Москве митрополит Киевский и всея Руси Алексий получил приглашение в Орду с тем, чтобы своими молитвами исцелить мать властвующего хана Джанибека ханшу Тайдулу, ослепшую от неведомой болезни. Доселе святитель не совершал никаких ярких чудес, и можно представить, как он волновался, отправляясь в столь небезопасное путешествие. Что, если ничего не получится? Каким может оказаться гнев ордынцев!..

Но чудо произошло. По молитвам святителя Алексия Тайдула вновь обрела дар зрения. И произошло это как раз в тот день, когда Церковь отмечает память Чуда архистратига Михаила в Хонех, – 6 сентября (по григорианскому календарю – 19-го). В знак благодарности исцелитель получил перстень Чингисхана и ярлык, согласно которому Русская Церковь освобождалась от дани Орде и попадала под защиту от всякого произвола властей.

Но и это не всё. Святитель Алексий обратился к Тайдуле с просьбой подарить ему участок земли в самом центре Московского Кремля, и прозревшая ханша не отказала. А на этом участке располагалась ханская конюшня. В самом сердце столицы государства Московского! Вернувшись в Москву, святитель вскоре начал работы по строительству нового Кремля. Ордынская конюшня была снесена, а на ее месте митрополит Алексий заложил каменный храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, ставший основанием для будущего Чудова монастыря. Таким образом, Чудов монастырь явился особым знамением того, что власть Орды над Русью будет слабее и слабее год от года.

Святитель Алексий, воспитатель святого и благоверного князя Димитрия Донского, не просто заложил монастырь – символ грядущего избавления. Он стал зачинателем и проводником идеи освобождения от ордынского ига. Современник и друг преподобного Сергия, он вместе с Радонежским чудотворцем благословил грядущие поколения наших соотечественников быть самодержавными, то есть самостоятельными от любой иноземной власти.

Чудов монастырь. Дореволюционная открытка.     

Чудов монастырь имел особое мистическое значение для России начиная со дня его основания. После смерти митрополита Алексия он стал усыпальницей святителя, мощи которого с 1483 года покоились в Алексеевской церкви монастыря.

Чудовский игумен Пафнутий был яростным сторонником Романовых, и от него в Смутное время из Чудова бежал монах-расстрига Григорий Отрепьев, будущий Самозванец Лжедимитрий. В 1612 году монастырь оказался местом мученической кончины патриарха Гермогена, уморенного поляками голодом за то, что стал духовным вдохновителем всероссийского сопротивления захватчикам.

В 1812 году в Чудовом монастыре располагался штаб Наполеона, а в алтаре собора маршал Даву разместил свою спальню.

В подклете Алексеевской церкви в 1905 году нашли упокоение останки великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым в самом Кремле. Этого глубоко верующего человека, долгое время занимавшего пост московского генерал-губернатора, революционеры ненавидели за стойкость православно-монархических убеждений, за его борьбу против всякой нечисти.

Степан Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря.   

И нечисть с особой лютостью относилась к кремлевской святыне. Внимательное изучение расстрела Кремля из орудий во время октябрьской революции 1917 года красноречиво свидетельствует о том, что большевики целенаправленно более всего стреляли по двум объектам – Успенскому собору, в котором лежат мощи святителя Гермогена, и по Чудову монастырю с мощами святителя Алексия. Ведь и Алексий, и Гермоген являлись в нашей истории главными вдохновителями идеи русской независимости!

С. Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. 1886 В 1930 году Чудов монастырь был снесен. Погромщики даже не дождались, когда художник Корин закончит демонтаж особо ценных фресок, и уничтожили здание вместе с фресками. Святитель Алексий обрел свое упокоение сначала в Архангельском соборе, а с 1947 года – в Богоявленском Елоховском. Останки великого князя Сергея Александровича лишь в 1985 году были найдены во время раскопок в Кремле и в 1995 году перенесены в Новоспасский монастырь.

Чудов монастырь, вытравленный из сердца столицы Отечества нашего, вопиет о своем воскрешении и восстановлении! Там, где он некогда располагался, сейчас правительственное здание и мостовая перед Успенской звонницей. Место это вполне можно расчистить ради восстановления такой значительнейшей святыни русской государственности. Он стоял на куске земли, который первым был отвоеван святителем Алексием у Орды!

Чудов монастырь – свидетель многих сакральных явлений истории нашей. Известно, что есть проект его восстановления, но до сих пор к осуществлению его не приступили. Что мешает? Сомнения по поводу необходимости воскрешения этого здания? Власти должны осознать значимость Чудова монастыря и отринуть любые сомнения.

Разрушение Чудова монастыря 1920-е.     

В восстановленной древней обители может разместиться не только братия, но, возможно, и музей Русской славы. Чудов монастырь способен стать своеобразным памятником российской независимости, верности Православию, которую хранили все великие русские люди, с чьими именами связана уничтоженная, ныне не зримая, но – хочется верить – в будущем воскрешенная святыня.

pravoslavie.ru

Чудо Архангела Михаила в Хонех » Севастопольское Благочиние

19 сентября Церковь вспоминает чудо, совершенное Архистратигом Михаилом в Хонех. В городе Лаодикии, во Фригии, проживал человек с немой дочерью, еще не просвещенный святым Крещением. Однажды ночью ему приснился сон: перед ним явился Архангел Михаил и поведал, что его дочь излечится, как только выпьет воды из целебного источника, протекающего в местности Херотопа. Девица, и правда, испив воды из святого источника, исцелилась и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить люди за исцелением и, получив его, отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.

В продолжение 60 лет в храме святого Архистратига Михаила исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Примером своей богоугодной жизни и проповедью о Христе он многих идолопоклонников приводил к христианской вере. И язычники, в озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, задумали погубить его и уничтожить храм. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм Архистратига Михаила. Архипп усердно молился, чтобы предотвратить беду, и по его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Храм остался невредим. А язычники, увидев такое дивное чудо, бежали.

Святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

19 сентября на Божественную литургию в реставрируемый храм Архистратига Михаила вспомнить чудо, совершенное Архистратигом Михаилом в Хонех, пришли многочисленные верующие. Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Александр Бондаренко.

hersones.org

19 сентября – воспоминание чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

19.09.2019

Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.

Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5,13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному Святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

Молитвы

Тропарь Архангелу Михаилу, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник вы́шних Сил.

Кондак Архангелу Михаилу, глас 2

Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́г.

Величание Небесным Чинам Бесплотным

Велича́ем вас,/ Арха́нгели и А́нгели/ и вся во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.

Молитва святому Архангелу Михаилу

О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́! Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

По материалам сайта: pravlife.org

vyatskaya-eparhia.ru

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех

Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.

Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила.

К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.

В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа.

В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.

Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.

Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь.

Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

Читайте также: Акафист и молитвы святому Архангелу Михаилу (полный текст)

Поскольку вы здесь...

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

www.pravmir.ru

Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Православный календарь на 19 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

19 сентября (6 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг 14-й седмицы по Пятидесятнице (четырнадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах), а также совершается память 13 известных нам поимённо святых и двух почитаемых святынь. Далее коротко расскажем о них.

***

Спасение храма: 19 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). В одном из малоазийских храмов, посвящённых Архангелу Божию Михаилу, в IV веке от Рождества Христова в течение 60 лет служил пономарём Архипп Херотопский, широко прославившийся своей добродетельной жизнью.

Однажды язычники решили уничтожить этот храм и убить Архиппа. Для этого они соединили две горные реки в один поток и направили его на храм. Праведный Архипп тут же начал молиться Архангелу Михаилу, и вскоре около храма появился сам Архистратиг, который, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался невредимым.

Этому событию полуторатысячелетней давности было посвящено несколько русских святынь, в том числе уничтоженный большевиками Чудов монастырь в Московском Кремле, а также пресненский Чудов храм. О последнем, а также о самом сегодняшнем празднике вы можете узнать из нашего материала «Спасение храма», опубликованного на страницах Царьграда.

В этот же день также совершается память самого преподобного Архиппа Херотопского.

***

Мученики Евдоксий, Зинон, Макарий и их дружина. Эти святые воины, страдальцы за Христа и Его Церковь, приняли мученические венцы в 311 или 312 году от Рождества Христова во времена антицерковных гонений императора-язычника Максимиана Галерия. Святой Евдоксий был военачальником римской армии, но, несмотря на высокий пост, он и его друзья и помощники Зинон и Макарий бесстрашно исповедовали Христа. В годы диаклетиановых гонений он был вынужден скрыться в Мелитине Армянской. Когда Евдоксия арестовали за его верность христианству, он снял с себя свой воинский пояс и смело бросил в лицо правителю Мелитины Армянской. Находившиеся при этом воины-христиане сделали то же (по некоторым данным, их было свыше тысячи человек). После этого Евдоксия, Зинона и Макария, а также многих из их дружины казнили.

Мученик Ромил Римский и с ним многие. Святой Ромил, подобно мученику Евдоксию, был римским военачальником, приближенным к императору-язычнику Траяну, царствовавшему в 98-117 годах от Рождества Христова. Однажды нечестивый император, проводя проверку войск, выяснил, что около 11 тысяч воинов приняли христианство. Разгневавшись, он отправил всех в ссылку в Армению. Военачальник Ромил укорил Траяна, что он ослабил армию, а вместе с тем исповедал и себя христианином. Император приказал избить и казнить святого Ромила, также были казнены и многие из сосланных воинов-христиан.

Мученики Фавст пресвитер, Авив диакон и с ними Калодота, Макарий, Андрей, Кириак, Дионисий, Андрей, Андропелагия, Фёкла, Кириак, Феоктист, Сарапавон (Сарапамвон). Все эти святые страдальцы за Христа и Его Церковь приняли мученические венцы в Александрии во время антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова. Во время гонений все эти 11 христиан твёрдо и смело исповедали свою веру перед правителем города Валерием, после чего были усечены мечом. Это произошло около 250 года от Рождества Христова.

Священномученик Кирилл, епископ Гортинский. Этот святитель Церкви Христовой, по разным житийным сведениям, пострадал либо при упомянутом выше императоре-язычнике Декии, либо несколько позднее, при императоре Максимиане, царствовавшем в 284-305 годах. Владыка Кирилл служил епископом в Гортинии на протяжении 50 лет и принял мученическую смерть, будучи 84-летним старцем. Святителя Кирилла дважды приговаривали к смертной казни, первый раз — к сожжению, но огонь чудесным образом даже не повредил святого, и даже мучители прославили Христа. Во второй же раз старец Кирилл с радостью пошёл на казнь, возрадовавшись возможности умереть за Христа.

Преподобный Давид Ермопольский. Этот египетский святой VI столетия стал одним из самых ярких примеров покаяния благоразумных разбойников, каковых с момента Распятия Христа было немало. Святой Давид в молодые годы был предводителем бандитской шайки в Ермопольской пустыне в Египте. Но ближе к старости он пришёл к покаянию и ушёл в монастырь, где открылся игумену и сказал, что если он не примет его в братию, то он вернётся к прежнему образу жизни. В монастыре Давид стал одним из самых смиренных монахов, взял на себя самые строгие и тяжёлые подвиги. Господь послал к нему Архангела Гавриила с вестью, что бывший разбойник прощён, но Давид усомнился в архангельских словах, за что был наказан немотой. Святой взмолился даровать ему возможность говорить исключительно для молитвы, что и было ему дано. Также в конце своей земной жизни преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений: исцелять болезни и изгонять злых духов из бесноватых.

Священномученики Димитрий Спассский (1918), Иоанн Павловский и Всеволод Потёмкинский, пресвитеры (1937). Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Киево-Братская (1654) и Арапетская (Аравийская) иконы Божией Матери. Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, явленные в разные годы и в разных странах.

Киево-Братская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

***

Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Автор: Тюренков Михаил

rusdozor.ru


Смотрите также