Амон ра египетский бог


Бог солнца у египтян

Во всех странах и городах, государствах и поселениях, где поклонялись языческим богам, самым воспетым был культ солнца. Солнце для язычников было верховным и самым важным божеством. Это не удивительно, ведь солнце приносило тепло и свет, олицетворяло начало нового дня и согревало поля, давая хороший урожай. Боги солнца били самыми почитаемыми и уважаемыми у язычников, как правило, считались верховными богами, прародителями всех богов, но назывались во всех культурах по-разному. Ничем в этом плане не отличался от других древних народов и Древний Египет.

Бог солнца у египтян считался верховным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы. Богу солнца покланялись поголовно все, от простого народа до фараонов. Думаю, что ни для кого не является секретом то, как звали бога солнца в Древнем Египте. Конечно, это Амон Ра. Первоначально было два бога солнца Амон и Ра, потом произошло слияние этих двух богов и появилось единое божество – Амон Ра.

Боги солнца Древнего Египта.

Древнеегипетский бог солнца Ра

По легенде, днем Ра плывет на божественной солнечной ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером плывет по подземному Нилу, где вынужден каждый раз одолевать могущественное чудовище змея Апопа, а на рассвете возвращаться снова на небо. Битва между Ра и Апопом начинается в двеннадцать часов ночи и заканчивается к рассвету. Культ бога Ра начинает сформировываться во время правлении фараонов четвертой династии и считается всеобщей религией. При правлении фараонов пятой династии, культ бога солнца еще больше закрепился, и данных царей считали детьми Ра. Ра в переводе означает солнце, отсюда и возникло имя главного божества египтян. Поскольку фараонов считали детьми солнца, то в их имена обязательно включали слог «ра».

Почему бог солнца стал главным богом у египтян? Все очень логично. Считалось, что Ра сотворил мир, был праотцом всех богов и их царем, очень часто Ра изображался в обличии фараона, но с головой сокола. Сначала мир был огромным океаном, в котором правил бог Нун. Нун сотворил самого Ра. Ра создал бога ветра, бога земли и богиню неба. Он приказал богу ветра Шу поднять небеса и землю и разделить их на две части. От слов Ра родились люди и животные, и на земле, и в воде, позднее из глаз Ра вышли люди. Первоначально бог солнца жил со своими творениями на земле, приняв образ человека, позднее ушел на небеса.

Фото с сайта im2-tub-ru.yandex.net

Древние египтяне придавали огромное значение очам бога Ра. Глаза его изображались везде, где только можно и считались оберегающими амулетами. Очень часть очи Ра изображались не как глаза, а, например, в виде змеи или воина. Каждому глазу приписывались собственные магические свойства, казалось, что глаза бога Ра живут отдельной от него самостоятельной жизнью.

Бог Ра изображался в виде мужчины с головой сокола. В руках он держал посох и египетский крест с петлей – «анкх». Этот крест символизировал жизнь, бессмертие, вечность и мудрость, считался защитным знаком. Еще одним символом бога Ра считалась пирамида, чаще всего этот символ носили на теле в качестве амулета. Ра изображали не только в неодушевленных символах. Великого бога солнца отождествляли со священной птицей феникс, считалось, что подобно этой птице, Ра каждый вечер сгорает, а к рассвету восстает из пепла. Бог Ра в Древнем Египте (картинки позволяют в этом убедиться) был почитаемым и уважаемым Богом.

Древнеегипетский бог солнца Амон.

Величайший Ра был не единственным солнечным богом Древнего Египта. Первоначально бог солнца Амон считался богом только в одном из Египетских городов, а именно в Фивах. Со временем он приобрел статус общенародного бога солнца. Амон представлялся жителям Египта в виде человека, носившего корону с двумя золотыми перьями и закрученную тонкую бородку. В руках он держал скипетр и анкх. Подобно богу Ра, культ Амона тоже был велик, особенно после выхода его за пределы города Фивы. Амон в Фивах считался прародителем всех богов, началом всей вселенной.

Амон, так же как и Ра путешествовал на своей лодке по небу и подземному миру. Когда он плыл по небу, то освещал мир, когда спускался под землю, боролся с силами тьмы. Священным животным этого бога считались гусь и баран, которые являлись символами мудрости. Амон был самым почитаемым богом у фараонов, позднее ему стали приписывать покровительство войны и силы.

В эпоху Среднего царства культ Амона достигает своего апогея, он становиться верховным государственным богом, фараоны считаются его детьми, поэтому они поддерживают его культ всеми силами.

Древнеегипетский бог солнца Амон Ра.

А как зовут бога солнца в Египте сейчас?  Конечно это сочетание двух имен великих богов Амона и Ра. В шестнадцатом – семнадцатом веках, во время Среднего царства культ бога солнца Амона настолько силен, что Амон становиться верховным государственным богом, правителем всех богов. Но другой бог солнца Ра прочно укрепился в умах и религии древних египтян. В связи с этим происходит слияние двух могущественнейших богов в одно божество – Амона Ра. Амон Ра обладал чертами обоих богов, их влиянием, силой и величием.  Египтяне возвели в Фивах храм Амона Ра, куда ходили и фараоны, и простые люди.

Древние люди изображали Амона Ра, как правило, в виде мужчины, иногда в виде человека с головой барана или полностью в виде барана. Как и Амон, Амон Ра держал в руках крест с петлей, который являлся символом жизни и бессмертия.

Фото с сайта 1923.dm

Амон Ра, в отличие от своих половин по отдельности, был доброжелательным богом, способным и желающим протянуть свою божественную руку помощи любому нуждающемуся. Раньше загробным миром считалось царство мертвых, где царил вечный холод и тьма. Лишь избранные могли попасть на небо в царство Ра. Новый культ Амона Ра уравнял в религиозных правах все слои общества Египта, теперь в небесное царство после смерти мог попасть любой человек от фараона и жреца до человека самого низшего социального сословия. Новый бог солнца представлялся в роли заботливого и справедливого отца, создателя всего живого и покровителя всего сущего. Но несмотря ни на что, бог Амон Ра в Древнем Египте, первостепенно, оставался богом правителей, богом фараонов.

Ни для кого не будет секретом, почему египтяне почитали Амона Ра главным богом. Он воплотил в себе все важные и сильные черты обоих богов и был официально признан единственным государственным богом солнца.

Во время Нового царства почитание Амона Ра достигло максимального подъема, однако, в эпоху Позднего царства его превознесение начинает медленно сходить «на нет». Только в Фивах его будут всегда почитать, как и прежде.

Таким был бог солнца в египетской мифологии. Культ Амона Ра постоянно менял свою значимость, то поднимался, то падал. Несмотря на то, что он считался демократичным богом и уравнял всех людей в правах, хотя только и в загробном мире, он все равно оставался официально признанным богом фараонов и их покровителем, их отцом, их божественным воплощением после смерти. Бога солнца в Древнем Египте называли и называют Амон Ра, именно с этим именем он будет всегда ассоциироваться у людей.

perstni.com

Амон Ра: история происхождения, мифы и легенды о нём

Культура Древнего Египта многогранна и уникальна. Даже спустя много веков она не устаёт впечатлять современных людей, прежде всего, своим высоким уровнем развития, технологиями, а также многими другими вещами.

Древнеегипетские Боги – это тема, заслуживающая отдельного внимания. Центральной фигурой в египетском пантеоне Божеств является Бог Амон Ра.

Происхождение Бога Амона

Абсолютно во всех мировых государствах, жители которых верили в языческих божеств, присутствовал культ Солнца. Именно Солнце представляло в язычестве самое главное и важное божество. Подобное совершенно не удивляет, ведь дневное светило дарило тепло и свет, ассоциировалось с началом нового дня, способно было обеспечить богатый урожай.

Язычники проявляли большое почтение и уважение к солнечным богам, считали, что они – верховные Божества, прародители всех остальных. Древний Египет ничем не различался от прочих народностей в этом вопросе.

У древних египтян Бог Солнца – Амон Ра также почитался, как самый главный Бог в пантеоне. Ему положено было молиться и приносить жертвы абсолютно всем: начиная от царственных фараонов и заканчивая простыми смертными.

По легенде, изначально существовали два солнечных Бога – Амон и Ра, а впоследствии они слились друг с другом, и возникло единое божество — Амон Ра.

Отцом Амона является первоначальный хаос Нун. Могучая сила Амона Ра позволила ему покинуть хаос. Произошло данное знаменательное событие в области, в которой впоследствии появился город Гермополь. Появившись на свет, Ра справился с силами тьмы и зажёг свет из лотосового цветка. Правда, у этой красивой легенды есть и иные вариации, касающиеся происхождения солярного Бога. Какая из них является верной – установить невозможно.

Так, согласно ещё одному мифу, Бог вылупился из гусиного яйца. А другая гласит, что Амон пришёл с востока как жук-скарабей, катящий перед собой солнечный диск. По иным сказаниям считается, что данное божество создало земную сушу, придя в этот мир в образе сокола.

Интересно также, что внешность Амона меняется. Сохранившиеся до наших дней изображения Бога демонстрируют его нам как гигантского кота или снова сокола. Ещё есть варианты человека, имеющего птичью либо баранью голову, увенчанную солнечным диском.

Амон Ра стоит во главе гелиопольской группы божеств. Данный пантеон образуется 9 Богами, все они приходятся родственниками друг другу. Ра создал:

  • сына Шу – олицетворение воздушной стихии;
  • дочку Тефтун – ответственную за влагу с жарой.

Те же в свою очередь родили:

  • Геба (стихия земли);
  • Нут (небеса).

А эти создали:

  • Осириса – является правителем царства мёртвых;
  • Исиду – обеспечивает на земле плодородие;
  • Сета – имеет власть над природными стихиями;
  • Нептиду – женское божество царства умерших.

В дневное время суток Амон Ра плавает на божественной солнечной лодке по небесному Нилу, давая свет земле. А когда Солнце прячется за горизонтом – плывёт по подземным водам Нила, где постоянно сражается с могущественным чудищем – змеем Апопом. Но поутру он вновь попадает на небосвод. Сражение Амона и Апопа начинается ровно в полночь и завершается к рассвету.

Египтяне начали активно поклоняться Ра при правлении четвёртой династии фараонов. Пятая династия ещё сильнее укрепила культ Божества, начали считать, что цари – это дети Ра. Слово «Ра» обозначает «солнце», поэтому так и назвали верховное Божество Древнего Египта. А так как фараоны чтились как солнечные дети, то в их имена в обязательном порядке добавляли приставку «ра».

Мифология

Ознакомившись с древнеегипетскими мифами, вы невольно проникнетесь симпатией к Богу Амону Ра. Мифология характеризует его как справедливого и доброго Бога, который, даже рассердившись, быстро остывает и исправляет свои ошибки.

Ра сотворил мир и правил людьми в качестве фараона. В то время люди жили счастливо, наслаждаясь благодатью Божьей. Но длилось это недолго – ровно до тех пор, пока Ра не состарился. Его кости превратились в золото, а ум стал более ветхим. Хитрой правнучке Исиде удалось обмануть деда, выведав его второе имя. Тогда-то он утратил контроль над людьми, которые перестали подчиняться воле Бога.

Амон сильно разозлился на человечество и пожелал стереть его с лица земли. Заручившись поддержкой прочих божеств, он проклял людей, чтобы они захлёбывались собственной кровью. Начались разные войны, людей съедала воинственная Сехмет, представавшая в облике львицы.

В одной из обнаруженных гробниц находилась «Книга небесной коровы», рассказывающая, что солнечный Бог вовремя опомнился и спас тех, кто уцелел, дав Сехмет выпить красного ячменного пива. Сам же сел на спину своей внучки Нут, принявшей облик коровы, и навсегда покинул землю, уйдя на солнечный небосвод.

На небе Амону было скучно, да и его милосердное сердце успело отойти от злости. Поэтому каждое утро он стал выезжать на ладье в небеса, чтобы подарить человечеству свет. А ночью, после триумфальной победы над чудовищным змеем, в течение одного часа Амон общался с душами, находящимися в царстве мёртвых и с богами там же. Он позволял им властвовать над людьми, а они взамен должны были слушаться его. Ещё Ра избирал парочку счастливчиков, которых брал в свою лодку на день.

А теперь обратимся к мифам древних славян. В них рассказывается, что с божественным Ра решила посоревноваться в красоте и величественности его дочка Рада. Она по итогу проиграла отцу – он подтвердил звание лучшего на небесах. А Раде досталось звание признанной красавицы на Земле.

Экранизации

В 1994-м году на экранах появляется фантастический фильм «Звёздные врата», режиссёра Роланда Эммериха. В нём древнее Божество изобразили в виде инопланетянина, напавшего на Землю и захватившего её. Главная роль в фильме досталась Джею Дэвисону.

Угнетённым людям приходилось на протяжение нескольких тысяч лет терпеть власть чужака. Но однажды они организовали восстание. Тогда Ра отправился на заброшенную планету Абидос. Правда, в 20 веке туда прилетела научная экспедиция землян. По итогу Бог погибает от ядерного взрыва.

Есть и ещё один фильм, связанный с Амоном Ра. Его жанр – приключения, режиссёр Алекс Пройас. Называется «Боги Египта» (2016 год), в нём играть солнечного Бога доверили Джеффри Рашу.

Интересные нюансы

  • В Древнем Египте сохранились 75 памяток, касающихся Амона Ра. Данные реликвии обнаруживают в гробницах Рамессидов (фараоны двадцатой династии). Небольшие пирамидки со всех сторон декорированы с помощью солнечной ладьи и молитв Богу. Считалось, что подобные предметы помогут умершему лучше чувствовать себя в загробном мире.
  • В честь бога Амона назвали активный вулкан на Ио (является спутником Юпитера).
  • Образ египетского Божества присутствует не только в фильмах, но и в компьютерных играх. К примеру, есть две известные игры «Age of Mythology» и «Dungeons & Dragons». Во второй имеет место выдуманная реальность, где Амон властвует над пантеоном Мулхоранда.
  • Тур Хейердал, выступающий норвежским археологом и путешественником, назвал в честь Амона Ра две свои лодки – «Ра» и «Ра II». Причём первая была возведена по древнеегипетским папирусам, хотя и не выдержала путешествия. Над «Ра II» потрудились уже получше, исследователю удалось доплыть на ней от Марокко в Барбадос. Тем самым Тур сумел доказать, что древним мореплавателям было реально совершать трансатлантические переходы. Значит, они могли путешествовать и по Новому Свету.

В завершение хочу предложить вам просмотр тематического видео:

Marissa

tayniymir.com

Египетский бог Амон-Ра | Top-Travel

Древний Египет славился своим огромным пантеоном богов. Однако в период Среднего царства на роль главного бога выдвигается местное фиванское божество Амон.

С течением времени оно трансформируется в единого государственного верховного бога Амона-Ра. Однако, не смотря на такой высокий статус, он не стал популярным в народе как Осирис. Амон-Ра оставался в первую очередь государственным божеством и покровителем фараонов.

Общая информация

История бога Амона очень сложна и запутана. В древнем Египте верховным божеством являлся Ра, однако в эпоху Среднего царства его позиции значительно пошатнулись.

Это было связано с приходом к власти основателя XII династии Аменемхета I, который приложил большие усилия для выдвижения культа нового государственного бога. Вполне вероятно, что Амон являлся покровителем этого фараона. Эта вероятность подтверждается сходством имён.

Но всё же что за божество Амон? Откуда пошёл его культ? По предположению учёных, скорее всего, это было олицетворение одной из восьми первостихий в понимании мудрецов верхнеегипетского города Гермополя. Уже оттуда, в конце Древнего царства культ Амона проникает в Фивы.

Однако это божество не пользуется популярностью у фараонов XII династии. Однако с воцарением Аменемхета I Амон становится государственным богом Фив.

Изначально Амон являлся фиванским небесным божеством. Его имя переводится как «сокрытый», «потаённый». Статуи Амона как небесного божества красили в голубой цвет. Но чтобы придать значимость новому богу, Амона стали отождествлять с древним государственным богом Солнца Ра. Отныне он стал именоваться Амон-Ра, а с момента прихода к власти XVIII династии он почитается как «царь всех богов» и как бог-творец.

Именно с Амоном связано обожествление власти фараона, так он считался его сыном. Существовало поверье, что фараон рождается на свет от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе мужа. Также Амон-Ра считался военным божеством и даровал победы фараону.

Его храмы содержали огромное количество сокровищ, а в качестве жертвы приносили отрезанные руки и фаллосы врагов. Эти части тела являлись основными символами бога, а жрицы считались его жёнами.

Но самый пышный расцвет культа Амона-Ра сложился уже в эпоху Нового царства. По представлениям жречества Амон наряду с Ра и Птахом составлял божественную триаду и в тоже время являлся единым богом и воплощая в себе других богов, в том числе Ра и Птаха, являясь владыкой мира.

В это же время жрецы Амона-Ра сосредотачивают в своих руках огромные богатства и власть. Отныне влияние этого бога стало распространяться далеко за пределы Египта. А в период правления XVIII династии в честь Амона-Ра возводятся грандиозные храмы в Карнаке и Луксоре.

Чаще всего Амон-Ра изображался в виде человека увенчанного короной с двумя высокими перьями и солнечным диском. В руках он держал анх. Однако существует и другое изображение бога в виде человека с головой барана. Вероятно, это ассоциирование пришло из Нубии, где также распространился культ Амона-Ра. Так изначально полностью антропоморфное божество приобрело голову барана с закрученными рогами. Тело его покрывалось голубой краской, чтобы подчеркнуть связь с небом.

Священными животными Амона-Ра считались баран и белый гусь. Также эти животные считались символами мудрости. Однако существуют и другие воплощения Амона, например, в виде быка, ведь изначально Амон воспринимался как божество, отвечающее за плодородие и изобилие.

Также его ассоциировали в виде змея, носящего имя Кематеф, где Амону приписывали функции создателя, который сотворил и все вокруг из первоначального хаоса. С развитием культа Амона-Ра его супругой стала верховная богиня-мать Мут, хотя ранее в этом качестве была богиня Уасрет. Сыном Амона и Мут считался лунный бог Хонсу.

Причины возникновения культа Амона-Ра

Египетское общество очень трепетно относилось к религиозным вопросам, поэтому смена верховного бога не смогла бы пройти без веских на то причин. Дело в том, что к началу воцарения XII династии возник переходный период в религиозных воззрениях. В этот период возникают приметы нового мировосприятия восприятия. Это было связано с другими представлениями о загробном мире. Об этом свидетельствуют источники этого времени.

Если ранее загробный мир, в представлении египтянина, почти ничем не отличался от реального, то с распадом Древнего царства он изображается как страна вечного сна и тягостного мрака, где нет воздуха, воды, радостей бытия и любви. Египтяне находились в поиске решения проблемы жизни и смерти.

Эти искания и облегчили принятие нового культа. Всё это содействовало утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного бога Египта.

Сразу после принятия нового культа в обществе стали изживаться представления о загробном мире как царстве мрака и сна. Жители вновь должны были поверить в солнечное и счастливое существование после смерти. Но в их представления время внесло свою корректировку.

Дело в том, что новый бог в отношении покойных отличался от старых культов. Теперь это был заботливый небожитель, который всегда был готов протянуть руку помощи даже самым презренным обитателям мира живых.

Каждый мог рассчитывать на помощь Амона-Ра, даже самый обездоленный житель древнего Египта. Таким образом устранялась несправедливость прежних верований. Ведь раньше обездоленный не мог претендовать на лучший удел в загробном мире. Только удачливый мог претендовать на содействие Ра после смерти.

Это кардинальное изменение в представлениях о загробном мире было связано с возрастанием влияния средних слоёв населения на общественную и государственную жизнь в Египте. А повторение несправедливости в культовых представлениях могло привести к непредвиденным последствиям. Поэтому создатели культа Амона-Ра должны были с этим считаться.

Но, несмотря на столь кардинальные перемены и попытки придать облику нового божества черты заботливого отца для простых мирян, Амон-Ра оставался в первую очередь богом государственным, покровителем правящей династии. Он не мог с такими обстоятельствами стать демократическим богом, как например Осирис.

Культ Осириса в период Среднего царства находил всё больше приверженцев. А фараоны XII династии, выдвигая «своего» бога Амона-Ра, не чинили препятствий для возвышения популярного бога Осириса среди всех слоёв населения.

Дальнейшее развитие и упадок культа Амона-Ра

Хотя в период Нового царства культ Амона-Ра достиг своего наивысшего расцвета, произошло событие, которое угрожало дальнейшему существованию всему пантеону божеств. Это время правления фараона Эхнатона. В его время правления наметился религиозный кризис, грозивший расколоть общество.

Попытка фараона ввести единобожие в виде культа Атона потерпела неудачу после его смерти. Преемник Эхнатона Тутанхамон реставрировал культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате этого позиции фиванского жречества только усилились. Это привело к установлению теократии, и в будущем на престол взошёл Херихор, который являлся верховным жрецом Амона.

Уже к периоду Нового царства почитание Амона-Ра достигло наивысших высот, что было связано с образованием жреческого государства. Это влияние проникло во все сферы жизни общества.

В Фивах от имени Амона начали издаваться целые указы. Однако слава этого божества тоже стала постепенно меркнуть. В эпоху Позднего царства к власти приходят саисские XXV и XXVI династии. Начинает возвеличиваться древняя саисская богиня Нейт, которая и стала покровительницей новых династий.

Культ Амона-Ра начинает приходить в упадок. Из общегосударственного почитания он опять превращается номового бога Фив, где он продолжает почитаться. Также его культ иногда встречался в малочисленных местностях страны.

Заключение

На протяжении тысячелетий существования древнеегипетского государства культ Амона-Ра прошел длинный путь от культа номового божества до главного бога общегосударственного значения.

Так получилось, что возвышение его культа пришлось на мировоззренческий кризис древних египтян. Он смог дать простым людям надежду хотя бы на равенство в загробном мире, чего ранее не было. Но вместе с тем это был государственный бог, который, не смотря на своё милосердие, не смог стать воистину народным.

Его место в жизни людей разных слоев занял более демократичный Осирис. Все равно в повседневном быту простых людей он оставался в первую очередь покровителем фараонов, залогом их власти и их военных побед Источник

Авиабилеты онлайн, по всем направлениям!

turisticheskiy-portal.ru

Бог Египта Aмон

Aмон - бог солнца

Aмон - бог солнца. Его имя означает «скрытый», «потаенный». Культ Амона зародился в Фивах, позже распространился по всему Египту. Священным животным Амона почитался баран, иногда бога изображали в образе человека с бараньей головой. Амон также воспринимался как одно из воплощений триединого солнечного божества Хепри-Амона-Ра.

В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале начал существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые породили Ра, Атума и Пта. в разных областях Египта почитавшихся творцами мира.

Амон - бог в древнеегипетской мифологии. Позже становится царем богов. Его символы – символы мудрости - гусь и баран (это священные животные). Очень часто Амона изображали человеком с бараньей головой в короне и со скипетром в руке, а так же с солнцем и большими перьями.

Изначально Амон был всего лишь местным богом города Фивы, его там почитали как небесное божество. Также в паре с Амаунет он считался одним из богов гермопольской Великой Восьмерки - Огдоады, где был воплощением ветра и воздуха. Супругой Амона считалась Мут, но в ранних источниках таковой называли Уасрет. А Амаунет - только лишь женское его воплощение. Амон, Мут и лунный бог Хонсу (сын Мут и Амона) – фиванская триада.

Однако, в Первый переходный период имя Амона упоминается уже как имя верховного бога и демиурга. Верховные жрицы, а позднее только женщины царской крови, стали носить титул «Супруга бога Амона». В период Среднего царства бог Амон приобретает все большую популярность и при XVIII фиванской династии фараонов превращается в главного бога Египта. Согласно синкретизму он отождествляется с богом солнца Ра в образе главенствующего бога Амона-Ра.

При Новом царстве жрецы бога Амона сосредоточили в своих руках громадные богатства и влияние. Так, благодаря оракулу Амона, на престол была возведена женщина-фараон Хатшепсут, и в этом главную роль сыграло жречество бога Амона в лице Хапусенеба - верховного жреца. Во времена правления XVIII фиванской династии были возведены грандиозные храмы богу Амону в Карнаке и Луксоре.

Все попытки фараона Эхнатона ввести культ Атона, запретив почитание Амона, провалились. Таким образом, позиции жрецов великого бога лишь упрочились, была установлена фактическая теократия при Рамессидах (XXI династия), и на престол взошел верховный жрец Амона-Ра Херихор.

Амон в Куше

После того, как Египет завоевал Нубию (Куш), кушитское верховное божество окончательно было отождествлено с Амономвремен XVIII династии. Таким образом, к первому веку до нашей эры в южных владениях Египта культ Амона получил большее распространение, чем в Верхнем Египте. Там в это время все большее влияние приобретают Хор и Исида. Первая столица Нубии - Напата становится священным городом Амона.

Когда правитель Нубии Кашта добился у сестры (по отцу) фараона Такелота III Шепенулет I, бывшей верховной жрицей («Супругой Бога»), признания своей наследницей его дочери Аменирдис I, это означало установление контроля Нубии над Египтом. Свое почтение Амону всячески демонстрировали фараоны XXV династии. После того, как они были изгнаны из Фив, центр культа Амона также перемещается. В теократических государствах Мероэ и Нобатии тоже начинает распространяться культ Амона. Его оракул играет ключевую роль в принятии многих политических решений.

Скорей всего в Нубии и был отождествлен этот бог с бараном. Его стали изображать в человеческом облике с головой барана, хотя раньше это было полностью антропоморфное божество – человек в длинной короне.

Амон в античной литературе

По Геродоту Амон – это Зевс египтян. В своем гимне Амону Пиндар называет его «владыкой Олимпа». Он же пожертвовал статую божества работы Каламида в храм, который в честь Амона был воздвигнут в Фивах. Животное, которое его символизирует – баран. В частности Амон Ливийский всегда изображался с крутыми рогами. Его также называют Богом Солнца. Упоминался еще Еврипидом.

Назван в честь пастуха, который воздвиг храм в Ливии. По другой легенде, Дионис в Эфиопии (ныне Индия) долго искал воду и не мог найти. И тут вышедший из песка баран показал ему воду. Тогда Дионис обратился к Зевсу с просьбой включить в число созвездий барана. А на месте, где ему была показана вода, Дионис и воздвиг храм Амона-Зевса.

Именно оракул Амона убеждал, что на съедение чудовищу надо отдать Андромеду.

Известно, что Александр Великий, отвоевавший у персов Египет, посетил в оазисе Сива, в Ливийской пустыне, оракула Амона. Он объявил Александра сыном «Зевса-Амона». Это придало Александру Великому уверенности в своей божественности.

Согласно рационалистической интерпретации Амон - царь древнего Египта, а не бог. Историк Леонт утверждал, что Дионис во время своего правления Египтом подарил Амону землю против Фив за то, что тот, прибыв из Африки, пригнал правителю скот. Именно поэтому скульпторы изображают рога на голове Амона.

Или возьмем другой пример – аммиак. В латинском языке это звучит как sal ammoniacus («соль Амона»). Его назвали так, потому что в ливийском оазисе Сива близ храма Амона добывали хлорид аммония. В пустынном климате (Nh3)2CO, мочевина, которая содержится в продуктах жизнедеятельности караванных верблюдов, а также других животных, проходивших через тот оазис, потому что он являлся пересечением многих торговых путей, очень быстро разлагается. И аммиак - один из продуктов этого разложения.

Хотя в других источниках можно прочитать, что свое название аммиак получил от древнеегипетского слова в честь людей, которые поклонялись Амону. Во время проведения своих ритуальных обрядов они нюхали нашатырь Nh5Cl, испаряющий аммиак при нагреве.В современных языках есть термины, происходящие от имени Амона, в греческой форме «Аммон». Например, название уже вымерших головоногих аммонитов, ракушка которых своей спиралевидной формой похожа на бараньи рога. С такими рогами иногда изображали это божество.

Поскольку престол Древнего Египта занимали, как правило, правители родом из Фив, местный бог Амон в конце концов оказался во главе египетского пантеона, став богом всех богов.

Мы в эпохе нового царства (около 1500 г. до н. э.). Жрецы Амона становятся все могущественнее, и культ возносит его над другими богами Древнего Египта. Даже великий Ра оказывается в тени Амона. В результате сражения между этими двумя исполинами пантеона появляется бог «компромисса»: Амон-Ра. Амон - бог-творец и, следовательно, бог плодородия. Всеобщность культа Амона сделала его «господином тронов Обеих Земель» (Верхнего и Нижнего Египта).

Амон считался богом всех богов, так как он - «тот, кто пребывает» во всем. Так расшифровывается его имя, образованное от глагола «мен» со значением «оставаться, длиться». Часто его почитали как невидимую сущность, отождествляя с воздухом и небом. В этом случае он тоже был отцом богов. Уподобленный воздуху, Амон становился ба (дыханием жизни), тем более что баран, одно из его священных животных, подревнеегипетски назывался ба!

Так как Амон - воздух, первичная стихия мира, он оказался на вершине иерархии пантеона, над остальными богами.

Изображения Амона

Амона всегда изображали в человеческом обличье. Он сидит на троне или стоит, и на голове у него корона с двумя высокими перьями. Синий или голубой цвет кожи указывает на его связь с небом (первоначально в Фивах Амона почитали как небесное божество). Синий цвет также означает, что это бог абстрактных понятий, невидимый и при этом вездесущий. Одно из лучших изображений Амона - золотая статуэтка, хранящаяся в нью-йоркском музее Метрополитен.

Мифы об Амоне

Своей известностью Амон обязан фараонам, благодаря которым его культ достиг расцвета и появились мифы о нем. Имея поддержку властей и могущественного духовенства, бог занял место в пантеоне, вытеснив других создателей мира или же отождествившись с ними. Так Амон стал богом египетских богов.

Совершая свой путь к вершине, он оказался так или иначе связан со множеством других божеств Древнего Египта. Это способствовало усложнению мифа о нем.

Демиург Амон

Амон - демиург. Под этим подразумевается, что он родился из пустоты, из небытия. Таким образом, уподобив самого бога Ра, первого из сущих, Амону, весь Египет признал, что Господь (так часто называют Амона) непостижимым способом создал самого себя из предвечного водного хаоса и запустил механизмы мироздания. Он сделал это при помощи четырех элементов: земли, воздуха, огня и влаги, которые сам же сотворил. Эти стихии - непосредственно участвовали в творении.

Семья Амона

Раз Амон - бог-демиург, у него не может быть ни отца, ни матери. Зато ему приписывают множество жен и детей, в зависимости от городов и мест культа. В Фивах, главном месте поклонения Амону, духовенство местных храмов дало ему в супруги богиню Мут (которая в этом же городе считалась также его матерью и дочерью!). Эта богиня была воплощением женственности, и поэтому египтяне особенно ее чтили. От этого брака родился сын, лунный бог Хонсу, наводящий ужас и при этом врачующий людей. Привилегированное положение Амона в пантеоне обусловило его отношения с другими богами. Они так тесно и причудливо переплелись, что в результате Амона стали все чаще отождествлять с другими божествами, имеющими сходные черты.

Когда Амон затмевает бога Ра!

«Этот высокочтимый бог, владыка всех богов, Амон-Ра... первый из изначальных, породивший богов изначальных, из которого появились все боги, единый единых, создавший все сущее, тот, кто дал начало мирозданию... в облике, в котором появилось все, что есть, первый, пришедший на свет тогда, когда не было ничего, кроме него, тот, кто освещает землю с первого дня, огромный диск с сияющими лучами, пересекающий небеса без устали, утро за утром, тот, чья суть постоянна, старик, который утром на восходе бывает ребенком... спаситель на все времена, царь Юга и Севера, Амон-Ра, царь богов, владыка неба, земли, вод и гор» (гимн Амону).

Амон и синкретизм

По мере распространения культа Амона, он естественным образом уподобился другим богам, «вобрав» их в себя. Ему был уподоблен Мин, который также был мужским божеством плодородия. Стоит отметить, что этот бог носит тот же головной убор с перьями, что и Амон. Оба бога отвечают за продолжение рода, это стало причиной возникновения единого синкретического божества - Амона-Мина.

Но наиболее важная связь установилась между Амоном и Ра, двумя величайшими богами египетского пантеона. Так, в Новом царстве родился Амон-Ра, всемогущий бог, воссиявший над всем Египтом. Амон Фиванский получил созидательную силу от своего знаменитого божественного собрата из Гелиополя, Ра. Это один из самых ярких примеров типично египетского явления - синкретизма! Его суть - в объединении и слиянии различных верований и религиозных доктрин. В Древнем Египте синкретизм достиг небывалых масштабов. Таким образом, говоря об Амоне, египтяне подразумевали множество других богов. С Амоном был отождествлен Птах, бог, которого особенно чтили в Мемфисе. Амон был вездесущ или почти вездесущ. Но будем к нему справедливы! Борьбу за влияние начал не бог, а его духовенство. Это была своего рода религиозная гегемония. Она свойственна скорее людям, нежели богам, и в случае с Амоном повлекла за собой серьезные политические последствия.

Из Фив в Танис

Особенно ревностно относились к культу Амона в городе Танисе, ставшем столицей Египта при фараонах XXI XXI династии. Но подчинив себе других богов по всей стране, Амон не довольствовался этим, он стал причиной настоящих разрушений в бывшей столице Рамсеса II, Пи-Рамсесе. Чтобы воздвигнуть храмы, посвященные Амону и Мут, правители XXI и XXII династий без колебаний распорядились снести прежние постройки. Стены, колонны и двери были использованы при возведении нового города. Что до колоссов, обелисков и наосов, часть из них была перевезена, а остальные, раздробленные и разрезанные на блоки, стали строительными материалами... И все это во имя Амона! Черная неблагодарность Рамсесу, которого когда-то называли «возлюбленным Амона»!

Культ Амона

Культ Амона присутствует во всем. Этому богу посвящены пышные празднества, ему поклоняются в величественных храмах. История культа Амона - это также история ожесточенной борьбы за влияние, которую жрецы бога вели со служителями других культов.

Когда правители Фив, города Амона, стали фараонами всего Египта, власть этого бога и его жрецов возросла и земли духовенства расширились.

Праздники Амона

Праздники в честь Амона - в числе самых красивых и торжественных в Древнем Египте. Особенно выделяются два из них. Первый - это праздник Опет. Его отмечают во второй и третий месяц наводнений Нила. Статуя Амона, как и статуи других божеств, по особым случаям покидает святилище Карнака, где она хранится в остальное время, вдали от человеческих взглядов. Поэтому для простых смертных бывает величайшей радостью видеть выход бога. Во время этого праздника статуя Амона отправится навестить Луксор и проведет здесь несколько недель. Жрецы-служители храма выносят статую в огромной лодке.

В Древнем Египте статуи богов много путешествуют, и Амон - не исключение. В десятый месяц года статуя вновь покидает храм, на этот раз по случаю «прекрасного праздника Долины». По традициям ее перевезут через Нил, на другой берег. Шествие пройдет через деревни, некрополи и, что самое важное, через погребальные храмы фараонов. Конечно же, под покровительством Амона отмечают и многие другие праздники.

Могущество духовенства Амона

Первые Рамсесы (I-III) поклонялись Амону с большим рвением.

Кроме того, эти фараоны имели беспрецедентную политическую власть, как внутри страны, так и за ее пределами. Последующие Рамсесы (IV-ХI), напротив, не сумели сохранить Египет как великую державу, каковой он всегда был: высокие цены, нищета, вторжения врагов привели царство в упадок. Однако жрецы Амона становились все влиятельнее, представляя угрозу власти фараонов, от которой осталось одно название. Появление жрецов, в чьих руках была не только религия, но и военное дело, довершило революцию. Могущество и богатство Амона, а точнее его верных служителей, в конце концов одержало победу над фараоном. Духовенство все чаще и чаще вмешивалось в политическую жизнь и дела правительства. Ничто больше не совершалось «без Амона». И наконец, цари XXI династии насадили в Танисе, городе в дельте Нила, ставшем столицей, культ фиванских божеств: в первую очередь Амона, но также Мут и Хонсу. Храм Амона возвел здесь фараон Псусеннес I. И Амон воссиял во всей своей славе, тогда как для Фив незаметно, но верно наступил период упадка.

Ревностные поклонницы Амона

С воцарением XX и XXI династий власть супруги главного жреца возросла так же стремительно, как и ее мужа. Она была «первой управительницей гарема Амона». Во всех церемониях роль преданной супруги Амона, начиная с XVIII династии, выполняла одна из дочерей фараона. Наибольшую значимость и влияние эти жрицы приобрели в третий переходный период (1085-660 гг. до н. э.). Девушек выбирали из числа ближайших родственниц фараона и наделяли значительной властью, как религиозной, так и политической. Они получали обширные владения, которыми управляли подчинявшиеся им администраторы. Их окружал личный двор, и по своему могуществу они были почти равны самому фараону. Эти земные супруги Амона должны были хранить обет безбрачия, а их должность передавалась родственницам (например, племянницам). Кроме того, они управляли целым гаремом, бывшим в распоряжении бога.

Божественная поклонница Каромама

Принцесса Каромама была внучкой фараона Осоркона I. Ее бронзовая статуэтка с инкрустациями золота, серебра и меди сегодня хранится в музее Лувра. Это один из шедевров египетского искусства. «Супруга бога, владычица Обеих земель, божественная поклонница Амона... дочерь Ра, владычица царских венцов, Каромама - возлюбленная Мут», - написано на статуэтке. Кроме того, надпись гласит, что это произведение было создано, чтобы «увековечить имя его повелительницы в храме Амона». Отметим слово «повелительница», его выбор свидетельствует о влиятельности этих женщин, супруг бога богов. Будучи могущественной, Каромама также отличалась бесконечным изяществом и удивительной красотой, и даже сам Шампольон (который приобрел статуэтку в Египте в 1829 году), похоже, был пленен ею!

Еще материал по данной теме

← все статьи

vsemagi.ru

Божественные силы и боги Древнего Египта (боги Египта)

Древнеегипетская религия прошла долгий путь в 3 тыс. лет и древними египтянами почиталось огромное множество богов. В таблице же представлены наиболее важные и почитаемые боги Древнего Египта.

Изображение Описание
Амон (др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра — Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын — бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).
Анубис — древнеегипетский бог, в III тыс. до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем — божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.
Апис — чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.
Атон (др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе IV (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец Эхнатона).
Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо « несуществующий») — древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.
Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Ба приписывалась изменчивость; кроме того, считалось, что она тесно связана с другими оболочками и напрямую зависит от состояния физического тела. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон.
Бастет — древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе. Священное животное — кошка, с головой которой она могла изображаться.
Геб – древнеегипетский бог земли, сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Был Богом Земли или Земным холмом. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростёртым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу.
Исида — древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. Таким образом, она олицетворяла идеал женственности и материнства. Также она известна как защитник мертвых и богиня-покровительница детей. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.
Ка — в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного существования. «Ка» изображали как подобие её носителя, но с поднятыми вверх руками.
Маат (др.-егип. «истина») — фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»). Олицетворяла истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму; Общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).
Мин — древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик (бог родивший сам себя из хаоса); кроме того — покровитель путей (караванов), связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос. Также покровитель плодородия и урожая, скотоводства, воспроизводства и мужской половой потенции.
Монту — древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.
Мут, египетская богиня (собственно «мать») — древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. Во времена возвышения культа бога Амона она становится матерью, супругой и дочерью Амона. правители Египта поклонялись Мут, которая давала прав на управление страной. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами.
Нейт — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.  Культ Нейт также был распространён у ливийцев.
Нефтида — Ее имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими — как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху).
Нехбет — богиня древнейшей столицы Верхнего Египта г. Нехен (Иераконполь), изображавшаяся в облике коршуна. Кроме этого изображалась в виде женщины с коршуном на голове и белой  короной Верхнего Египта. С I династии вместе с богиней Уаджит считается покровительницей царя единого Египта; в Новое царство чтится как божество, помогающее при родах.
Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Изображалась в виде небесной коровы, а также в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу. Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому «нижнему небу», воздушному пространству, по которому плывут облака (его олицетворял Шу), а к более высокой и отдаленной сфере звезд, которую со времен античности принято называть космосом. В этом контексте приобретает смысл название Млечный Путь для звездной полосы, в виде которой предстает перед обитателями Земли наша Галактика. Образ Космической Коровы восходит к далекой древности. В Текстах пирамид встречаются фразы: «Звезда плывет по океану под телом Нут» (каким бы ни было тело Нут, но оно явно отождествляется с Космосом, а океан — возможно, с воздухом или даже сферой звезд).
Огдоада (греч. «восьмерка [ богов]»; егип. «хемену») — древнеегипетская космогоническая система, сложившаяся в I тыс. до н.э. в г. Гермополе. Включала четыре пары мужских и женских божеств, олицетворявших первичный океан (Нун и Наунет), пространство ( Хух и Хаухет), тьму ( Кук и Каукет), «невидимое», т.е. воздух (Амон и Амаунет). Мужские божества изображались в образе или с головами лягушек, женские — змей. Возникновение этих божеств было тождественно возникновению из хаоса разделенного на стихии мира. На картинке четыре бога из восьми.
Осирис — древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти (убийства злым братом Сетом) был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Отождествление с Осирисом и/или оправдание им на загробном суде — способ для усопшего достичь загробного блаженства. Центр культа с конца III тыс. до н.э. — г. Абидос.
Птах — древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.
Ра (др.-егип. «Солнце») — древнеегипетский бог солнца; верховное божество — создатель и высший властитель мира. С IV—V династии — государственное божество, отец каждого вновь рождающегося фараона. Центр культа — г. Гелиополь. Отождествлялся с местными божествами, возвысившимися до общеегипетского почитания (Ра-Атум, Амон-Pa, Себек-Ра).
Сарапис (Серапис) — эллинистическое божество, появившиеся в конце IV-III в. до н.э. на основе синтеза культов египетского бога Осириса-Хапи (см. Апис) и греческих Зевса, Диониса и Плутона. При участии Манефона Севеннитского стало покровителем династии Птолемеев; кроме того — божество солнца, плодородия и загробного мира.
Себек — древнеегипетский бог в облике крокодила, считавшийся владыкой вод, источником плодородия, защитником верховного божества. Центр его особого почитания — Фаюмский оазис; в то же время его культ был распространен по всему Египту.
Сет — древнеегипетский бог; первоначально — бог-воитель, защищавший Ра, а также бог грозы, бури, пустыни. С гиксосского времени — бог неегипетских, прежде всего азиатских, земель. Включение в культ Осириса в качестве убившего его злого брата привело к представлению о Сете как об олицетворении зла.
Сохмет (др.-егип. «мощная») — древнеегипетская богиня войны, чумы, солнечного жара, изображавшаяся с головой львицы. Чтилась в г. Мемфис как жена главного местного бога Птаха и мать бога Нефертума.
Таурт — древнеегипетская богиня — покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в виде стоящей самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона. Таурт покровительствовала покойным в Дуате (загробном мире), отгоняла злых духов от жилищ, поэтому её изображения часто встречаются на амулетах и разнообразных предметах домашнего обихода.
Тефнут, (Тефнет) — в египетская богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки, либо женщины с головой львицы. Являлась женой и сестрой Шу. Центр культа Тефнут был г. Гелиополь. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога.
Тот (греч.; егип. Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и луны; визирь верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Изображался как человек с головой ибиса, часто с папирусом и писменным прибором; священные животные — ибис и павиан. Центр культа — г. Гермополь. В I тыс. до н.э. отождествлен с греческим богом Гермесом.
Уаджит (др.-егип. «Зеленая») — богиня древнейшего культового центра Нижнего Египта г. Пе-Деп (греч. Буто). Олицетворяя мощь фараона, чтилась в виде кобры-урея, украшавшего с эпохи Древнего царства его венцы.
Хапи — древнеегипетский бог, олицетворяющий разлив Нила. Изображался тучным человеком, держащим в руках сосуды с льющейся из них водой. Из-за его плодородной природы, Хапи иногда считали «Отцом богов», так же он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. Начиная с XIX династии мог изображаться как два бога, символизировавшие единение Верхнего и Нижнего Египта.
Хатхор (др.-егип. «вместилище Хора», ее египетское имя Херу) — древнеегипетская богиня чувственной любви, музыки и танца, опьянения; одновременно грозная богиня, истреблявшая по воле Ра людей (ср. с аналогичной двойственностью в образе месопотамской Иштар); мать Хора Старшего. Изображалась в образе коровы, позднее — женщины с коровьими рогами; центр культа — г. Дендера.
Хнум — древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей при их рождении. Также был хранителем Нила. Центр культа — остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана с закрученными рогами.
Хонсу — египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут или Себека и Хатхор. Иногда отождествлялся с Тотом, отчего его называли «писцом правды». Также считался богом-целителем. Он почитался Рамессидами. Изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика (сокол) и с теми же лунными признаками.
Хор (Гор) — бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора. Его главный противник Сет. Включал две ипостаси:
  1. так называемый Хор Старший — сын и защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа — г. Эдфу);
  2. сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.
Шу — египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отождествления Атума с Ра считался сыном Ра. При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца.
Эннеада (греч. «девятка [богов]») — древнеегипетская космогоническая и теологическая система, созданная в центре культа бога Ра в г. Гелиополе и включавшая его и несколько поколений произошедших от него богов. В ее рамках из первоначального хаоса «воссуществовал» бог Ра, оплодотворивший сам себя и создавший бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут; от них происходят бог Земли Геб и богиня неба Нут; от них — боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Цель этой системы — включить распространившийся в конце III тыс. до н.э. культ Осириса в более древний культ бога солнца Ра и объяснить происхождение не только мира, но и египетского государства (поколения богов последовательно сменяют друг друга на египетском престоле).
Ях — древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное — павиан.

Оцени:

(143 гол., ср.:4,39 из 5) Загрузка...

civilka.ru

Амон Ра: золотая книга бога Солнца

Амон – бог солнца у древних египтян. Приставка «Ра» в его имени и означает солнце. Амон является царем всех богов, а также высшим покровителем власти фараонов. С его именем связана знаменитая золотая книга Амон Ра – выдумка или реально существующая рукотворная реликвия, которая делится на две части: книгу живых и книгу мертвых. Амон Ра имел таких священных животных, как баран и гусь. Отсюда и изображения бога солнца в человеческом облике, но с головой барана и двумя большими перьями. На голове у Амона всегда красуется корона, а в руках – скипетр, символы власти.

Первоначально бог солнца древних египтян был покровителем города Фивы. В городе его считали небесным божеством, а за пределами города – частью гермопольской Огдоады. Он был сокрытым божеством, состоящим в паре с Амонет, и выступал в качестве воплощения ветра и воздуха на земле. Позднее образ Амона трансформировался в бога солнца на всей территории Египта.

О боге Амоне знали далеко за пределами Египта, его воспевали и отождествляли с Зевсом древние греки, ему писали гимны и оды. Именно оракул Амона-Ра оповестил, что Андромеду надобно отдать на съедение чудовищу. Также оракул египетского солнца назвал Александра Великого сыном Зевса-Амона, что способствовало развитию его мании величия и уверенности в собственном божественном происхождении.

С мифологической точки зрения проработка образа Амона является довольно скупой. Его женой является Мут. Если же говорить об Амонет, то она не имела своего женского образа и была лишь воплощением самого Амона. У Мут и Амона родился сын – лунный бог Хонсу. Втроем это семейство именовалось фиванской триадой. Во время первого переходного периода упоминания про Амона сводятся уже не просто как к богу, а как к демиургу, верховному божеству, которое и создало весь мир. После чего верховных жриц стали наделять титулом «супруги бога Амона», но вскоре такой титул стали иметь исключительно женщины по царской линии. Когда же Фивы в результате исторических процессов стали процветать и возвышаться в египетском царстве, автоматически возвысился и культ Амона. Он становится главным государственным богом.

Вас может заинтересовать:  История египетских богов

В результате сопоставления и синкретизма Амона стали объединять с богом солнца Ра. Он становится Амоном-Ра. Под этим правлением божества верховные жрецы стали по-настоящему влиятельны и богаты. Это помогло благодаря заявлению оракула Амона-Ра возвести на престол единолично женщину – Хатшепсут. В период ее правления и вплоть до окончания правления Аменхотепа Третьего Амону-Ра стали возводиться огромные храмы грандиозных размеров и убранств.

Фараон Энхатон задумал свергнуть влияние Амона-Ра, но у него не вышла затея с запретом поклонения данному божеству. А с приходом к власти Тутанхамона культ Амона-Ра был реставрирован и вновь возведен в грандиозных размерах. Это привело к постепенному образованию теократии и приходу на престол верховного жреца Амона – Херихора. Такое слияние политического и религиозного было характерно для Египта, и стало еще более явным и выраженным в данный период.

pagandom.ru


Смотрите также