Что такое новолетие в православии


Что такое церковное Новолетие и когда оно отмечается

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православная церковь в России будет отмечать церковное Новолетие, или церковный Новый год. Если по календарю для обычных жителей мира Новый год наступает 1 января, то церковный календарь имеет свои особенности.

Отсчет нового года еще с периода древнего Рима велся с момента взимания налога, или индикта. Традиционно это делалось в первых числах осени, когда работы в поле заканчивались, и сборщики налогов могли прийти и забрать причитающееся императору. Позже император Константин Великий в честь своей военной победы разрешил христианам исповедовать свою веру и сделал это как раз в день индикта, или сбора налогов. С этого времени 1 сентября стало ассоциироваться не только с новым годом, но и с началом признания христианской веры.

С того времени Новолетие является началом индикта, или началом нового церковного года. Со временем смысл индикта как начала нового налоговго периода исчез и был заменен на христианское понятие Нового года. А Новый год в славянской традиции называется «Новолетие», с которым связаны многие народные приметы.

Новый год по церковному календарю

В наше время несмотря на то, что Новый год мы продолжаем отмечать традиционно 1 января, Новолетие не потеряло смысл. Дата праздника была перенесена с 1 сентября на 14 число в результате изменения календаря после революции 1917 года. А ровно через неделю после Новолетия — 21 сентября — верующие смогут отметить Рождество Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа.

Как отмечают Новолетие

Верующие, несмотря на давно ушедшую церковную традицию праздновать Новый год в сентябре, не забывают этот праздник и продолжают его отмечать. В этот день верующие могут посетить праздничные службы, присутствовать на литургии и, конечно же, попросить у Бога удачи и счастья в Новом году. Однако не стоит просить немыслимых денежных богатств — такое желание в светлый праздник будет неуместно.

Не следует отмечать Новый год в одиночестве, ведь это семейный праздник, который нужно провести с близкими. Соберитесь семьей, позовите друзей. Теплая и семейная атмосфера действительно создаст новогоднее настроение.

В отличие от традиционного Нового года, который выпадает на самый разгар поста, в Новолетие не накладываются запреты на праздничный стол. В этот день вы можете побаловать себя и своих близких самыми лучшими угощениями. Согласно примете, чем богаче стол, тем больше достатка будет в следующем году.

Не забудьте про подарки. Не требуется приносить в дар что-то дорогое. Обычный скромный подарок от чистого сердца будет подходящим знаком внимания именно в церковный новый год.

В Новолетие, 14 сентября, во многих церквях пройдут праздничные богослужения, посвященные празднику. Несмотря на то, что Новолетие не отмечают пышно и торжественно, как традиционный Новый год, для православных верующих этот праздник знаменует начало новой жизни, нового года, который принесет свои радости и печали. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Троица — один из самых почитаемых и любимых в народе праздников. Если правильно провести этот ...

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят ...

На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с ...

День Святой Троицы — один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким ...

dailyhoro.ru

Начало индикта (церковное новолетие)

Что же такое начало индикта, или как его еще называют, церковное новолетие? Дело в том, что В VI веке, в царствование Юстиниана, в христианской Церкви вводится календарное исчисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений. Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

Когда празднуется начало индикта (церковного новолетия)?

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

О чем вспоминают верующие в день церковного новолетия?

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в городе Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября.  И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в., но даже уже в XIII в.

Молитвы на начало индикта

Тропарь индикта, глас 2

Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой// моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.

Перевод: Всего творения Создатель, времена и сроки Своею властию определивший, благослови круг года благости Твоей, Господи, сохраняя в мире верных и град Твой, по ходатайствам Богородицы, и спаси нас.

Кондак индикта, глас 2

В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.

Перевод: На высотах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый!

Поделитесь статьей в соц. сетях:

elefteria.ru

Что такое Новолетие? История и традиции православного праздника

В этот рели­ги­оз­ный празд­ник веру­ю­щие молят­ся и про­сят о бла­го­сло­ве­нии на новый цер­ков­ный год. Какие еще тра­ди­ции свя­за­ны с Новолетием?

Православный мир 14 сен­тяб­ря отме­ча­ет нача­ло индик­та, или же Новолетие. Об исто­рии и тра­ди­ци­ях празд­ни­ка читай­те в справ­ке Sputnik.

Церковный новый год

Праздник Новолетие посвя­щен наступ­ле­нию ново­го года в бого­слу­жеб­ном кален­да­ре. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции этот празд­ник уста­нов­лен на офи­ци­аль­ном уровне. В этот день веру­ю­щие про­сят у Бога хоро­ше­го года и удач­но­го уро­жая.

В Древнем Риме нача­лом ново­го года счи­та­ли 1 янва­ря по уста­нов­ле­нию Юлия Цезаря. А кален­дар­ный год исчис­лял­ся в 365 дней и шесть часов. Преемница Древнего Рима — Византия про­дол­жи­ла эту тра­ди­цию. Но с 312 года Константин Великий издал указ о пере­но­се ново­го года на 1 сен­тяб­ря. Это было свя­за­но со сбо­ром пода­тей, или индик­тов. 

На Руси празд­ник стал пра­во­слав­ным и отме­чал­ся 1 мар­та. Эту дату свя­зы­ва­ли с сотво­ре­ни­ем мира. В 1492 году цер­ков­ное собра­ние в Москве при­ня­ло реше­ние о нача­ле ново­го года с 1 сен­тяб­ря. Это соот­вет­ство­ва­ло визан­тий­ским тра­ди­ци­ям.

В 1700 году Петр I вво­дит обнов­лен­ный кален­дарь, по кото­ро­му год начи­на­ет­ся с 1 янва­ря и вре­мя отсчи­ты­ва­ет­ся от Рождества Христова.  Так со вре­мен прав­ле­ния Петра I дни нача­ла житей­ско­го и цер­ков­но­го года ста­ли отли­чать­ся.

Григорианский кален­дарь был вве­ден в 1918 году, и по этой при­чине празд­ник стал отме­чать­ся 14 сен­тяб­ря. На сего­дняш­ний день пра­во­слав­ный кален­дарь пред­став­ля­ет две даты всех празд­ни­ков.

Традиции индикта

  • В свя­зи с наступ­ле­ни­ем Новолетия пре­кра­ща­лись поле­вые рабо­ты, на сме­ну при­хо­ди­ли домаш­ние хло­по­ты. Люди под­во­ди­ли нача­тое к кон­цу, избав­ля­лись от дол­гов, выпла­чи­ва­ли нало­ги.
  • На празд­ник было при­ня­то ухо­дить в поле, петь пес­ни и про­во­дить заго­во­ры на хоро­ший уро­жай.
  • Новолетие счи­та­ет­ся самым хоро­шим вре­ме­нем для ново­се­лья.
  • В это вре­мя при­ня­то ходить в храм, молить­ся за здо­ро­вье близ­ких, бла­го­да­рить Господа за все хоро­шее и пло­хое.

Источник: Sputnik Беларусь

televid.by

Православные христиане отмечают Церковное Новолетие

14 сентября. ПРАВМИР. Православная церковь празднует Новолетие – праздник, совершаемый 1 сентября (14 сентября по н.с.), и посвященный наступлению Нового года (Нового лета) в богослужебном церковном календаре. В этот день православные христиане молятся Богу о даровании благословения на новый, начавшийся год.

Еще в Ветхом Завете Господь повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в этот день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святой пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом.

И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам, 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2017 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7526 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Поскольку вы здесь...

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

www.pravmir.ru

Церковное новолетие 14 сентября 2019 года: начало индикта

Церковное новолетие — праздник, название которого говорит само за себя. Это время, когда церковный календарь начинается заново и все праздники повторяются. У этого события есть важные особенности, о которых стоит знать каждому верующему.

Это событие имеет непереходящую дату, то есть каждый год она одна и та же — 14 сентября. Альтернативное название новолетия — начало индикта. По сути это церковный новый год, который на Руси им и являлся. Последним праздником церковного календаря является Успение Богородицы 28 августа, а первым всегда становится Рождество Божией Матери 21 сентября.

История и смысл праздника Церковное новолетие 14 сентября начало индикта

Летосчисление в раннем христианстве всегда начиналось с 1 сентября, что по новому стилю соответствует 14 числу того же месяца. Именно поэтому праздник называется началом индикта, то есть началом нового периода, индиктиона.

Индикт нового лета. Икона XVI–XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вполне очевидной является причина, по которой в качестве первого праздника выбрано Рождение Богородицы: именно с этого события начинается новая история нашего мира. Без Девы Марии не начался бы путь Иисуса Христа, поэтому евангельская история начинается с ее появления на свет.

Что такое инди́кт?

Инди́ктом (от indico — объявляю, назначаю) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX в.

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы(15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Традиции празднования новолетия на Руси

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Молитвы 14 сентября: Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /

о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /

славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /

и рабски любовию вопием Ти: /

Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, /

яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /

к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /

и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /

слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /

времена и лета во Своей власти положивый, /

благослови венец лета благости Твоея, Господи, /

сохраняя в мире люди и град Твой /

молитвами Богородицы и спаси ны.

Видео: церковное Новолетие

rosregistr.ru

Православные отмечают Новолетие – начало нового церковного года - Православный журнал "Фома"

В понедельник 14 сентября Русская Церковь отмечает начало индикта – нового церковного года или новолетие.

В Древнем Риме, начиная с 46 года до Рождества Христова, началом нового года считалось 1 января – так установил император Юлий Цезарь. Календарный год (юлианский) состоял из 365 суток и 6 часов. Такая система дожила до момента, когда в мир пришло христианство.

В Византии, ставшей преемницей Древнего Рима, новый год также начинался с 1 января. Однако в 312 году император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года не с 1 января, а с 1 сентября. В первую очередь это было связано с системой установки и сбора податей (индикты или индикты Константина Великого), то есть, это было связано с началом нового финансового года.

В христианской Церкви эта традиция установилась далеко не сразу. Только лишь в VI веке, в правление императора Юстиниана I, традиция отмечать начало нового года 1 сентября вошла и в жизнь Церкви.

На Руси новый год по преимуществу отмечался 1 марта. Во-первых, это было связано с церковным Преданием о сотворении мира, а, во-вторых, на эту же дату сместилась языческая традиция встречи нового года.

Однако на церковном Соборе в Москве в 1492 году, следуя византийской традиции, было принято решение о начале праздновании нового года с 1 сентября. Так продолжалось до правления императора Петра I.

19 декабря 7208 года (летосчисление от сотворения мира) Петр I подписал указ о праздновании нового (гражданского) года с 1 января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, с эпохи Петра в России даты празднования начала гражданского нового года и церковного нового года разделились, так как Церковь на новую дату не перешла.

После революции 1917 года, 14 февраля 1918 года в России был введен новый – григорианский – календарь (новый стиль). Главное различие григорианского и юлианского календарей заключается в том, что с течением времени разница между ними увеличивается. В XXI веке она составляет 13 дней, а в XXII будет составлять уже 14 дней. Таким образом, по новому стилю новолетие отмечается 14 сентября.

Переход на новый стиль создал для Русской Церкви определенную трудность. Теперь в церковных календарях приходится указывать две даты празднования того или иного праздника или дня памяти – по старому и новому стилям.

Читайте также:
Церковное новолетие
Как в России начали “толкаться” Новый год и Рождество

Фото: sergastra/livejournal.com

(1 votes, average: 5,00 out of 5) Загрузка...

foma.ru


Смотрите также