Далай лама годы жизни


Краткая биография

Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама, Тензин Гьяцо, называет себя простым буддийским монахом. Далай-лама — духовный лидер тибетцев. Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в небольшом поселении Такцер в провинции Амдо на северо-востоке Тибета. В двухлетнем возрасте ребенка, который в то время носил имя Лхамо Дхондуп, признали воплощением предыдущего Тринадцатого Далай-ламы, Тхуптена Гьяцо.

Последователи тибетского буддизма почитают Далай-лам как воплощение Авалокитешвары или Ченрезига, бодхисаттвы сострадания и покровителя Тибета. Бодхисаттва — это существо, посвятившее себя достижению высшей цели духовных исканий, пробуждения, во имя счастья и благоденствия всех живых существ и давшее клятву перерождаться вновь и вновь, чтобы оказывать им помощь.

Образование в Тибете

Его Святейшество начал учиться в монастыре в шестилетнем возрасте. Учебная программа, восходящая к традиции монастыря-университета Наланда, состояла из пяти основных и пяти дополнительных предметов. Среди основных дисциплин были логика, изобразительное искусство, санскритская грамматика и медицина, но главный упор делался на буддийской философии, которая в свою очередь включала пять разделов: праджняпарамита, совершенная мудрость; мадхьямака, философия Срединного пути; виная, свод правил монашеской дисциплины; абхидхарма, метафизика; и прамана, логика и теория познания. Среди пяти дополнительных предметов были поэзия, драматическое искусство, астрология, написание сочинений и изучение синонимов.

В 1959 году в возрасте 23 лет Его Святейшество держал выпускные экзамены в Лхасе в храме Джокханг во время Великого молитвенного собрания (Монлам Ченмо). Сдав экзамены с отличием, он получил степень геше-лхарампы, высшую ученую степень в буддийской философии. 

Государственные обязанности

В 1950 году, после начала китайского вторжения в Тибет, тибетцы попросили Его Святейшество принять на себя политическую власть в стране. В 1954 году он отправился в Пекин, где встретился с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Дэн Сяопином и Чжоу Эньлаем. Наконец в 1959 году, вслед за жестоким подавлением китайскими войсками восстания в Лхасе, Его Святейшество вынужден был бежать из Тибета. С тех пор он живет в Дхарамсале на севере Индии.

В первые годы изгнания Центральная тибетская администрация, возглавляемая Его Святейшеством, подняла тибетский вопрос в ООН. Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции по Тибету в 1959, 1961 и 1965 годах.

Процесс демократизации

В 1963 году Его Святейшество выступил с проектом демократической конституции Тибета, а затем провел ряд реформ по демократизации Центральной тибетской администрации. Новую конституцию назвали «Хартией тибетцев в изгнании». Хартия закрепляет свободы слова, вероисповедания, собраний, передвижения и выбора места жительства. Она также подробно регулирует деятельность Центральной тибетской администрации в изгнании.

В 1992 году Центральная тибетская администрация опубликовала план принятия конституции будущего свободного Тибета. В соответствии с ним в свободном Тибете прежде всего необходимо учредить временное правительство, первоочередной задачей которого станет избрание конституционной ассамблеи для работы над проектом и принятием новой демократической конституции страны. Его Святейшество выразил надежду, что будущий Тибет объединит три исторические провинции — У-Цанг, Амдо и Кам — и станет демократическим федеральным государством.

В мае 1990 года благодаря реформам Его Святейшества тибетская администрация в изгнании стала полностью демократической. Тибетский кабинет министров (кашаг), члены которого назначались Его Святейшеством, был распущен, как и десятая ассамблея тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании). В том же году тибетцы, живущие в изгнании в Индии и более чем 33 странах мира, прямым голосованием избрали 46 депутатов расширенной одиннадцатой ассамблеи. Ассамблея в свою очередь назначила новых членов кабинета министров.

 В сентябре 2001 года был сделан следующий шаг в сторону демократизации: тибетцы напрямую избрали калон-трипу, председателя кабинета министров. Калон-трипа назначил собственный кабинет, который затем был одобрен тибетским парламентом. Впервые за долгую историю Тибета люди сами избирали своих политических руководителей. После прямых выборов калон-трипы обычай, по которому Далай-ламы через Гаден Пходранг осуществляли как светскую, так и духовную власть в Тибете, прекратил свое существование. В 2011 году, полностью передав государственные полномочия в руки выборного руководства, Его Святейшество удалился от политических дел.

Мирные инициативы

21 сентября 1987 года, обращаясь к членам Конгресса США в Вашингтоне, Его Святейшество предложил «Мирный план из пяти пунктов», призванный стать первым шагом на пути к мирному урегулированию все ухудшающейся ситуации в Тибете. Пять пунктов были следующими:

  1. Превращение всего Тибета в зону мира.
  2. Отказ Китая от политики перемещения населения, угрожающей самому существованию тибетцев как нации.
  3. Уважение основных прав человека и демократических свобод для тибетского народа.
  4. Восстановление и охрана естественной окружающей среды и отказ Китая от использования Тибета для производства ядерного оружия и в качестве свалки ядерных отходов.
  5. Проведение открытых переговоров о будущем статусе Тибета и о связях между тибетским и китайским народами.

15 июня 1988 года в обращении к депутатам Европейского парламента в Страсбурге Его Святейшество внес тщательно разработанное положение, дополняющее пятый пункт «Мирного плана». Он предложил начать переговоры между тибетской и китайской сторонами с целью учредить демократические органы самоуправления в трех тибетских провинциях. Учреждение подобных местных органов власти соответствует принципам, на которых построена Китайская Народная Республика, а правительство Китая и дальше будет контролировать международную и военную политику Тибета.

Всемирное признание

Его Святейшество Далай-лама — вестник мира. В 1989 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира за ненасильственную борьбу за освобождение Тибета. Он неизменный сторонник политики ненасилия даже перед лицом крайней жестокости. Он также стал первым человеком, которому присудили Нобелевскую премию мира за усилия по охране окружающей среды.

Его Святейшество побывал в более чем 67 странах мира на шести континентах. Он получил более 150 наград, почетных докторских степеней, премий и других знаков отличия, отмечающих его труд по продвижению мира, ненасилия, межрелигиозного понимания, глобальной ответственности и сострадания. Он также автор и соавтор более чем ста десяти книг.   

Его Святейшество ведет обсуждения с главами самых разных вероисповеданий и принимает участие во множестве конференций, направленных на продвижение межрелигиозной гармонии и взаимопонимания.

В середине 80-х годов прошлого века Его Святейшество начал диалог с современными учеными, главным образом в областях психологии, нейробиологии, квантовой физики и космологии. В результате этого диалога началось судьбоносное сотрудничество между буддийскими монахами и учеными с мировым именем; их цель — помочь людям обрести покой ума. Кроме того, в учебные программы тибетских монастырей-университетов, учрежденных в изгнании, ввели преподавание естественных наук.

Отказ от политических полномочий

14 марта 2011 года Его Святейшество направил письмо в Ассамблею тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании), попросив снять с него все государственные полномочия, ведь согласно «Хартии тибетцев в изгнании» формально он все еще оставался главой государства. Его Святейшество объявил, что прекращает традицию, по которой Далай-ламы наделялись духовной и светской властью в Тибете. Он объяснил, что хочет посвятить себя только духовным занятиям, как делали первые четыре Далай-ламы. Его Святейшество подтвердил, что демократически избранное руководство теперь полностью в ответе за государственные дела Тибета. Гаден Пходранг с этого момента будет выполнять лишь функции официальной канцелярии и управления делами Далай-лам.

29 мая 2011 года Его Святейшество подписал документ о формальной передаче светской власти демократически избранному лидеру. Этим актом он официально завершил 368-летнюю традицию, согласно которой Далай-ламы были духовными и светскими лидерами Тибета.

Будущее

Еще в 1969 году Его Святейшество определенно заявил, что вопрос о том, будет или нет новое воплощение Далай-ламы, предстоит решать тибетцам, монгольским народам и жителям Гималайского региона. Однако в отсутствие ясных рекомендаций нельзя было исключить опасность, что, если линию Далай-лам будет решено продолжить, некоторые заинтересованные стороны могут использовать это к своей политической выгоде. Поэтому 24 сентября 2011 года было опубликовано четкое руководство по поискам и признанию воплощения следующего Далай-ламы, которое не оставило места для сомнений и измышлений.

Его Святейшество объявил, что в возрасте около 90 лет он проведет совет со старшими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. В руководстве также излагаются различные способы распознавания его преемника. Если будет принято решение о необходимости признания Пятнадцатого Далай-ламы, ответственность за его поиск главным образом должна лечь на сотрудников фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг». Им следует провести консультации с главами различных буддийских традиций Тибета и надежными, взявшими на себя обеты защитниками Дхармы, неразделимо связанными с линией Далай-лам. Они должны прислушиваться к советам и указаниями вышеназванных лиц и вести поисковые экспедиции и распознавание нового воплощения согласно их наставлениям. Его Святейшество сказал, что оставит ясные письменные инструкции на этот счет. Он также предупредил, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть распознана и признана никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской Народной Республике.

ru.dalailama.com

Биография Далай Ламы Четырнадцатого - удивительный путь

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Ключевой фигурой и олицетворением тибетского буддизма можно по праву считать Далай-ламу. Сотни лет Авалокитешвара – одно из самых почитаемых буддистами божеств – воплощается в лице Ламы, каждый раз перерождается в виде духовного учителя.

Эта статья есть биография Далай Ламы Четырнадцатого – нашего современника, очередного посланника служить во благо мира. Сегодня этот добродушный старичок в больших очках, с искрометным чувством юмора, улыбается, выступая со своими речами в разных частях и уголках света, а его правдивые высказывания во всем мире разбирают на цитаты.

Однако на жизненном пути его были многие перипетии, и мы кратко расскажем всю историю великого человека, поможем узнать, откуда он родом, как ламы поняли, что именно он – избранный, с какими тяготами и лишениями пришлось столкнуться новоиспеченному Учителю и что помогло посеять ростки примирения на нашей планете.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

В этих краях на выбор имени пол ребенка никак не влияет.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое,  просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.

«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

Трудности юного Ламы

В 1950 году юному ученику переходят все политические полномочия по управлению страной. Тем временем Тибет переживает не самые лучшие времена – коммунистический Китай наступает на его территории и намерен подчинить себе местный народ. Пятнадцатилетний мальчик стал полноправным правителем шести миллионов человек, которым грозила страшная война.

Собрав всю волю в кулак, Далай-Лама отправил свои делегации на Запад, в Америку и Великобританию, в надежде рассчитывать на их помощь, ведь китайская армия намного превосходила по численности их собственную.

Но призыв о помощи не был услышан. Год спустя Тибет стал частью Китайской Народной Республики.

Будучи противником насилия в любых его проявлениях, все пятидесятые годы Далай-Лама пытался мирно сосуществовать с завоевателями. В 1954 году состоялись переговоры с правящей элитой Китая, во главе которой стоял Мао Цзэдун, но это не привело к видимым результатам.

Солдаты китайской стороны продолжали гонения на тибетскую часть населения, и в итоге это вылилось в массовое восстание последних, которое поддержали тибетцы на многих территориях. Бунт был жестоко подавлен противниками.

17 марта 1959 года, под покровом ночи, Далай-Лама вместе со своими приближенными был вынужден, скрываясь, бежать в Индию. Индийское правительство предоставило ему и тысячам выходцев из Тибета политической убежище в северном городке Дхарамсала, где Учитель живет и по сей день.

Постепенно тибетская культура возродилась на индийской земле: силами Ламы и его сподвижников была воссоздана учебная система, открыты основные институты. Здесь же расположилось все тибетское правительство в изгнании.

В то время как на родине тибетского буддизма остались лишь крупицы былых храмов, памятников, шедевров литературы, индийский город стал «маленькой Лхасой».

Духовная деятельность

После печальных событий и изгнания тибетцев из родных просторов Далай-лама не бросил попытки защитить свой народ. Он вновь обращался к Западу, и на этот раз дождался руки помощи – до 1965 года было подписано три резолюции ООН, которые обещали тибетцам защиту.

В этот же период была составлена «Хартия тибетцев в изгнании» – проект конституции, которая выступала за демократию и свободу.

Как тогда, в шестидесятые годы прошлого века, так и сейчас Далай-лама высказывается не за полную независимость Тибета от Китая, а за автономию в составе этой страны. Он искренне желает посеять мир во всем мире и даже предлагал создать для этого специальную зону – зону ахимсы, ненасилия, мира, радости и добра.

Такую зону он хотел бы сделать сначала в Тибете, разоружив его, вернув к истокам – гармонии человека и природы, – а затем расширить границы, распространив ареал мирного существования по всей планете.

За такие добрые намерения и реальные действия для воцарения мира на Тибете Далай-лама XIV в 1989 году был удостоен Нобелевской премии.

Впоследствии он не бросил свою духовную миссию, распространял свои идеи по всему миру, в том числе западному, за что заслуженно получил множество наград, список которых даже сложно перечислить.

Многие годы этот великий человек путешествовал по миру, посетил десятки стран на шести континентах, встретился со многими политическими деятелями, представителями научного мира, участвовал в межрелигиозных диалогах, написал более семидесяти книг, автобиографических и философских трактатов, выступал с важными лекциями.

Многие крупнейшие университеты планеты дали ему степень доктора философских наук, а Канада предоставила гражданство.

Тэнзин Гьяцо первым из Далай-лам стал выдающимся деятелем международного масштаба.

Он также многократно был в России: три раза – еще во времена Советского союза, два раза – в переходный период (1991 и 1992 гг.), а затем – трижды в новое время. Он посещал столицу и «исконно буддийские» республики нашей родины.

Несмотря на то, что 82-летний духовный лидер сложил свои политические полномочия еще в 2011 году, он продолжает сеять добродетель и бороться за мир. Его искренняя улыбка, подкрепленная ясным добрым взглядом, дарит миллионам веру в свет, мирное небо и безбедное будущее.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем вам благодарны, если вы поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

До новых встреч!

o-buddizme.ru

Далай-лама

Каждый народ еще с древности нуждался в сильном духовном наставнике. На Руси к таковым относились монастырские старцы, прославившиеся смиренной жизнью, силой веры, способной на проявление чудес, и приобретенной мудростью. Реальная история приводит пример, что Дмитрий Донской получил благословение на битву с татаро-монголами у православного святого Сергия Радонежского, а Федор Достоевский подробно описывает в своем бессмертном произведении Зосиму, любимого учителя Алексея Карамазова. Далай-лама же отвечает за моральные ценности и глубокую религиозность тибетских буддистов.

История духовного титула

История духовного титула восходит корнями к далекому 1578-му, когда Алтан-хан Амда, которого обратил в буддизм приглашенный ко двору гуру Сонама Гьяцо из тибетской школы Гелуг, создал само понятие далай-лама.

Гендун Друп, Далай-лама I

Военачальник и правитель преподнес почетному гостю два ценных подарка. Первый – золотую печать с проникновенной надписью. Второй – перевел на собственный монгольский язык его имя – так и родилось слово, которым именуются религиозные лидеры «крыши мира».

Вскоре так стали называть и двух других предшественников Сонама – первосвященников Гендуна Друпа и Гендуна Гьяцо, а он сам получил численное обозначение Третий (III) – как знак преемственности. Согласно учению после ухода из земного мира одного далай-ламы монахи отправляются на поиски его достойной замены, представленной в лице маленького мальчика. Ребенок (обязательно – старше 49 дней со дня смерти предшественника) являет собой физическое воплощение сознания умершего и реинкарнацию бодхисатвы.

Главная учебная комната Далай-ламы

Кандидата выбирают, основываясь на символических знаках, предсказаниях и пророчествах, обращаясь к оставленным указаниям, а также после успешной сдачи им предлагаемого теста. Обычно это узнавание вещей и общение с людьми из окружения усопшего. Если же преемников оказывается несколько, то все решает, как, впрочем, и почти везде, жеребьевка, неизменный атрибут которой – золотая ваза.

После этого будущего далай-ламу забирают во дворец Потала в столице Лхасу, где тот, находясь под опекой и защитой мудрых учителей, получает духовное и общее образование. А по достижении совершеннолетия, отказавшись от регента, он вступает в полные права. Известно также, что в полномочия религиозного лидера входило и управление страной, за исключением двух дат, с разницей ровно в десятилетие – 1949 и 1959 годы.

Основная резиденция Далай-ламы - дворец Потала в Лхасу, Тибет

Если же попытаться дать лаконичный и краткий ответ на животрепещущий вопрос «как стать далай-ламой?», то он будет звучать так: «Нужно правильно родиться».

Впрочем, осенью 2018-го глава тибетских буддистов заявил, что намерен изменить правило выбора преемника, действующее вот уже больше 600 лет: им необязательно должно быть дитя, а «уважаемый лама или богослов», и к борьбе за титул должен допускаться и юноша, которому исполнилось 20 лет. Годом раньше он же выдвигал версию, что на место его святейшества может вполне претендовать представительница женского пола.

Обладатели титула далай-ламы

К 2019-му история тибетского буддизма насчитывает 14 далай-лам. Отчет ведется, как уже сказано выше, с Третьего, а его предшественники стали называться таковыми уже после прекращения их земного существования. Конечно, каждый из духовных лидеров внес неоценимый вклад в развитие своего народа, но наиболее выдающимися из них считаются лишь некоторые.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, Далай-лама V

Далай-лама V, пожалуй, по праву открывает этот список, но следует упомянуть и Четвертого, который являлся единственным представителем монгольской династии. Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Пятый), прозванный Великим, прославился своим миролюбием. Ему удалось объединить разрозненные политические силы Тибета в единое мощное государство, начать строительство Потала с участием истинных мастеров художественных дел, привести в относительный порядок религиозную литературу.

Ценность этой личности была столь велика, что факт смерти скрывался в течение 15 лет. На официальных встречах и приемах говорилось, что отсутствие связано с глубокой медитацией. Иногда его заменял в обязательном полумраке схожий с ним внешне «житель монастыря».

Далай-лама V и ойратский хан

После него «пост принял» молодой и наделенный поэтическим даром Цангьянг Гьяцо, который оказался далек от аскетизма и не воздерживался от насущных радостей. Ими были длинные роскошные волосы и модная шелковая одежда, стрельба из лука и, конечно, увеселительный образ жизни в компании вина и женщин.

В искусстве обращения с последними не скрывался особенный интимный факт – он в совершенстве овладел сексуальной техникой, чем, собственно, и гордился. Гордились им, в ответ, и все тибетцы. Впрочем, ему не удалось прожить долгую жизнь – ламу, едва достигнувшего 23-летнего рубежа, отравили враги у горного озера.

Индукция Далай-лама IX, в присутствии Амбан около 1808 года

Следующий его святейшество прославился тем, что в начале своего «правления» занимался только «возвышенными» делами, отринув политику (в конце жизни, впрочем, вернув себе власть), и был тем, кто первым допустил на собственную территорию представителей католичества. Копилку достижений дополняют также и 8 томов духовных сочинений.

С Далай-ламой Восьмым связана легенда, что в год его появления ячменные стебли, все как один, покрывались не единственным колосом, а сразу пятью, а на чрево матери указала небесная радуга. Девятый умер еще в детстве, в 9 лет, но те, кто успел познакомиться с ним, описывали необычайно привлекательную внешность ребенка и ее сильное, почти магнетическое воздействие на присутствующих.

Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьямцхо, Далай-лама XIII

После него очередного наставника искали чуть менее 10 лет. Им стал ребенок из бедного семейства, который по мере взросления и вовсе не интересовался политическими делами. Два других гуру перешли в мир иной также относительно рано – оба так и не достигли 20-летия.

Число 13 оказалось счастливым и для Далай-ламы, носившего его, и для его народа. Очередная реинкарнация бодхисатвы активно участвовала как во внутренней, так и во внешней политике, придав родному государству современный вид. Например, начал взимать налоги и устраивать бой коррупции, плюс – уделять пристальное внимание уровню военной подготовки солдат.

Далай-лама сейчас

Далай-ламой XIV стал Лхамо Дхондруб, родившийся в 6-й июльский день 1935-го в бедной крестьянской семье в небольшой деревне, которая сейчас считается частью китайской провинции. Родители, как и все взрослые этого поселения, зарабатывали себе на пропитание фермерством – выращивали и возделывали зерновые культуры, а также картофель.

Далай-лама XIV в детстве

Делясь биографическими фактами касательно собственного детства, Лхамо с трепетом вспоминал родных: отца, которого дергал за усы, и мать – женщину с добрейшим сердцем. Она подарила любимому супругу 16 детей, из них, к сожалению, умерли больше половины. Старшая сестра занималась домом и в нужное время помогала роженицам. Двое из четырех братьев впоследствии также стали монахами.

«Я вспоминаю, как ребенком с мамой заходил в курятник, чтобы собрать яйца, и оставался там. Мне нравилось усесться в гнездо и кудахтать. Другим моим любимым занятием в детстве было складывать вещи в сумку, как будто я собираюсь в длительное путешествие, и приговаривать: “Я еду в Лхасу, я еду в Лхасу”», – ценные сведения о ранних увлечениях содержатся на странице одной из его книг «Свобода в изгнании».

Когда мальчику исполнилось 3 года, за ним, как говорится, пришли. Поисковый отряд, ведомый знаками на воде и следовавший по направлению повернутой головы умершего 13-го далай-ламы, нашел необходимое жилище. Цель визита, впрочем, участники «делегации» раскрыли не сразу, а попросились на ночлег, наблюдая за младшим ребенком в доме, который узнал их.

Далай-лама XIV в молодости

Через день привезли вещи предыдущего гуру, которые Дхондруб безошибочно угадал. В начале 1940-го его официально ввели в «должность» духовного лидера Тибета, затем он получил новое имя – Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьяцо (Гьямцхо).

В 15-летнем возрасте ему передали и светскую власть – в течение почти 10 лет далай-лама пытался урегулировать китайско-тибетский вопрос, окончившийся его изгнанием в Индию. С тех пор его резиденцией стал город Дхарамсала.

Далай-лама XIV и Генрих Харрер

Такой любопытный факт биографии, как знакомство и общение ламы в юности с Генрихом Харрером, часто используется китайскими пропагандистами в контексте связи духовника с нацистами, хотя сам он утверждает, что ничего о них не слышал. Свои воспоминания Генрих изложил в книге «Семь лет в Тибете», по которой впоследствии сняли полнометражный фильм с Брэдом Питтом.

В 1989-м его святейшество за предложенную новую политическую модель развития сначала родного Тибета, а затем и остального мира удостоился Нобелевской премии. Вообще, что касается науки, а в особенности животрепещущих тем по созданию клонов человека или искусственного интеллекта, здесь далай-лама, что называется, не против.

Далай-лама XIV и Папа Римский Иоанн Павел II

Что касается государственных дел, то учитель в 2007-м заявил о том, что «находится наполовину в отставке», а через 4 года и вовсе сложил свои полномочия. Несколько раз он посещал и Россию.

В сентябре 2017-го в соседней Риге по традиции прошли лекции с комментариями буддистских учений, в ходе которых состоялась встреча с представителями российской интеллигенции, в числе которых – и фронтмен рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. В том же году далай-лама произнес свое знаменитое высказывание о потенциале РФ стать главной нацией мира. В 2018-м он снова подкрепил сказанное следующим выражением:

«Я всегда считал Россию ведущей мировой державой. Путин очень активен, он посещает многие страны мира. Это вызывает во мне восхищение, я ценю его усилия».Борис Гребенщиков и Далай-лама XIV

Жизнь и деятельность далай-ламы не раз принимали и художественное воплощение. Преданный почитатель и любитель русского рока наверняка вспомнит известный припев из песни культового петербургского «Сплина»: «Давай, лама, давай», что созвучно с названием титула. А поклонники неподражаемого БГ, следящие за творчеством исполнителя, знают, что в 2017-м в качестве музыкального подношения далай-ламе Борис Борисович использовал песню «Белая лошадь».

«Это песня о белой лошади, покидающей уют конюшни и отправляющейся на поиски свободы. В точности, как наша душа оставляет уют материального мира и отправляется на поиски просветления, согласно вашим учениям», – добавил Гребенщиков.

Впрочем, это далеко не единственная песня в арсенале легендарного коллектива о буддизме – сюда относятся, к примеру, «Вперед, бодхисатва!» и «Ножи бодхисатвы».

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, Далай-лама XIV

Являя собой пример духовного просветления, учитель сообщает свою мудрость последователям через остроумные афоризмы и высказывания, вдохновляющие на создание выставок живописи и фотографии. Например, проект «Портрет Далай-ламы», представленный в многосерийном документальном кинофильме 2018 года «Медитация о Далай-ламе».

На официальном сайте его святейшества подробно расписана его деятельность на 2019-й и 2020-й: учения, молитвы, молебны, визиты. Всем желающим также предоставлена возможность ознакомиться с речами духовника с помощью радиоприемника и настройки на нужную волну или воспользоваться прямой трансляцией. Здесь же в отдельном разделе опубликован примерный день далай-ламы, размещены раритетные фотографии и ценные сведения биографии.

Далай-лама XIV в 2019 году

В феврале 2019-го на личной странице в «Инстаграме» молодой жены голливудской звезды Ричарда Гира – испанской журналистки Алехандры Силвы – появилась публикация о том, что их долгожданный новорожденный ребенок получил благословение далай-ламы.

Помимо всего, само слово далай-лама называет и характеризует не только конкретного человека, живущего по строгим законам морали и нравственности. Оно сейчас стало уже именем нарицательным для всех спокойно пребывающих в бурлящем потоке жизни, созерцающих мир, способных на почти безграничную любовь к окружающему, а в особенности – к ближним, и постигающих искусство быть счастливым.

Воплощение в культуре

Книги

  • 1952 – Генрих Харрер. «Семь лет в Тибете. Моя жизнь при дворе Далай-ламы»
  • 2013 – Кристофер Бакли. «Они ведь едят щенков, правда?»
  • 2015 – Дэвид Мичи. «Кошка Далай-Ламы»

Фильмы

  • 1994 – «Я буддийский монах»
  • 1997 – «Семь лет в Тибете»
  • 1997 – «Кундун»
  • 2006 – «10 вопросов для Далай-ламы»
  • 2008 – «Рассвет/Закат. Далай-лама XIV»
  • 2008 – «Ренессанс Далай-Ламы»
  • 2010 – «Будда»
  • 2018 – «Почему мы креативны?»
  • 2018 – «Последний Далай-лама?»

Музыка

  • 1997 – «Сплин». «Англо-русский словарь».
  • 2004 – Rammstein. Dalai Lama.
  • 2013 – Антон Шульга. «Далай-лама хочет домой»
Page 2

Валентин Юдашкин

Художник-модельер, Народный художник России

24smi.org

Биография Его Святейшества Далай-ламы

Его Святейшество Далай-лама XIV , Тензин Гьяцо, является духовным лидером тибетского народа. Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер на северо-востоке Тибета и получил имя Лхамо Дхондруб.

В 1909 году Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937 году, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний двухлетний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией своего предшественника.

Далай-ламы являются воплощениями на земле Ченрезига, Будды Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо. Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют его Йеше Норбу – «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун – «Присутствие».

Возведение на престол. 1940 год

Далай-лама XIII

Далай-лама был возведен на трон 22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибета. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949-50х годах он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Не заручившись поддержкой Пекина, он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти пристанище в Индии.

Далай-лама с поисковой партией

Юный Далай-лама. Фотография из книги Спенсера Чапмена «Мир Далай-ламы»

Образование

Далай-лама обучался по традиционной тибетской системе, у него было два официальных наставника — Линг Ринпоче и Триджанг Ринпоче. В программу обучения входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность).

Далай-лама приступил к учебным занятиям в шестилетнем возрасте и завершил обучение в двадцать пять лет, получив высшую ученую степень геше лхарамба (доктора буддийской философии). В двадцать четыре года он сдал предварительные экзамены в трех главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сера и Гандене. Финальные экзамены состоялись в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой 1959 года. Они проходили в присутствии 20 000 ученых-монахов.

Далай-лама со своими наставниками, Лингом Римпоче и Триджангом Римпоче

Руководство страной

17 ноября 1950, после вступления в Тибет войск народно-освободительной армии Китая, Его Святейшество, которому было тогда всего 16 лет, был вынужден принять на себя политические полномочия, став главой государства и правительства.

В 1954 он едет в Пекин для проведения мирных переговоров с Мао Цзе-дуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Джоу Эн-лаем и Дэн Сяо-пином. В 1956, посещая Индию в рамках празднования 2500-летия со дня рождения Будды, он проводит ряд встреч с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Джоу Эн-лаем для обсуждения обострения ситуации в Тибете.

Его усилия по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта были сведены на нет жесткой политикой Пекина в восточном Тибете, которая повлекла за собой народные волнения. Движение сопротивления быстро распространилось и в другие части Тибета. 10 марта 1959 года в столице Тибета, Лхасе, вспыхнуло беспрецедентное по своему размаху восстание. Его участники требовали Китай уйти из Тибета и утверждали независимость своей страны. Тибетское народное восстание было жестоко подавлено китайской армией. Его Святейшество покинул Тибет и получил политическое убежище в Индии. За ним в изгнание последовало около 80 тысяч тибетцев. С 1960 года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала, которую называют «маленькой Лхасой». Там расположена штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.

Далай-лама и его младший брат на пути в изгнание. Март,1959

Его Святейшество встречает первых тибетских детей беженцев в Дхарамсале. Начало шестидесятых

Выступление перед первыми тибетскими беженцами южных поселений. Начало шестидесятых.

В первые годы изгнания Его Святейшество неоднократно обращался в Организацию Объединенных Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению. Сформировав новое тибетское правительство в изгнании, Его Святейшество видел первоочередную задачу в выживании тибетцев в изгнании и спасении их культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство. Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетских детей, прекрасно знающих свой язык, историю, религию и культуру. В 1959 году был создан Тибетский институт драматических искусств ( TIPA ), а также Центральный институт высшей тибетологии - высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

В 1963 году Его Святейшество провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модель будущего свободного Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов. Его Святейшество постоянно подчеркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста.

1987 году на Совещании Конгресса США по правам человека Далай-лама выдвинул «План мира из пяти пунктов» как первый шаг по созданию в Тибете зоны мира. План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов, а также начало серьезных переговоров о будущем Тибета.

15 июня 1988 года в Страсбурге он выдвинул расширенный вариант «Плана из пяти пунктов», предложив демократическое самоуправление в Тибете «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой».

2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям.

9 октября 1991 года выступая в Йельском университете в США, Его Святейшество сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы собственноручно оценить сложившуюся политическую ситуацию. «Я очень беспокоюсь, - сказал он, - что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить. … Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путем переговоров».

Контакты с востоком и западом

С 1967 года Его Святейшество Далай-лама предпринял ряд путешествий по всем пяти континентам и к настоящему моменту побывал уже в 46 странах мира. Россию Его Святейшество посетил уже семь раз: трижды в советский период - в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию. В 1994 году вновь побывал в Москве, и 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию. В ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Его Святейшество прибыл с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия.

Его Святейшество Далай-лама в Ташкенте, 1982

Межрелигиозный диалог

Его Святейшество Далай-лама встречался Папой Римским Павлом VI в Ватикане в 1973 году. На пресс-конференции в Риме в 1980 он выразил надежду на встречу с Иоанном Павлом II : «Мы живем в период колоссального кризиса, в период событий, сотрясающих мир. Невозможно обрести душевный покой, если нет гарантий безопасности и гармонии в отношениях между народами. Вот почему с верой и надеждой я жду встречи со Святейшим Отцом, дабы обменяться идеями и чувствами и выслушать его суждение о том, как можем мы открыть дверь к миру и покою в отношениях между народами».

Далай-лама встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане в 1980, 1982, 1990, 1996 и 1999. В 1981 Его Святейшество беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в Лондоне. Он также встретился с лидерами исламской, римской католической и иудейской церкви и выступил на конгрессе мировых религий, где в его честь была проведена межконфессиональная служба.

«Я всегда верю, - говорил он, - что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру».

Встреча Далай-ламы с Папой Римским.

Признание и награды

С 1973 года, когда Его Святейшество впервые посетил страны запада, многие зарубежные институты и университеты присуждали ему награды и почетные ученые степени в знак признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов, вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды.

Вручая Его Святейшеству премию имени Рауля Валленберга (совещание Конгресса США по правам человека), конгрессмен Том Лантос отметил: «Мужественная борьба Его Святейшества Далай-ламы свидетельствует о том, что он является ведущим лидером в борьбе за права человека и мир во всем мире. Его неиссякаемое стремление положить конец страданию тибетского народа посредством мирных переговоров и политики примирения требует колоссального мужества и жертвенности».

Среди многочисленных премий и наград, присужденных Его Святейшеству за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека: филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция); «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерного век», США); награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия) и Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).

Награды последних лет

8 октября 2007

Награда «Ахимса» Институт джайнологии (Лондон, Великобритания)

17 октября 2007

Золотая медаль Конгресса США (Вашингтон, США)

22 октября 2007

Президентское почетное профессорское звание Университет Эмори (Атланта)

14 апреля 2008

Почетная докторская степень Университет Вашингтона (Сиэтл, США)

20 мая 2008

Почетная докторская степень Лондонский Университет Метрополитен (Лондон, Великобритания)

13 июля 2008

Почетная докторская степень Лихайский университет (Вифлеем, США)

Полный список наград

Нобелевская премия мира

Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Его Святейшеству Далай-ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул, что «Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».

В 1989 году Его Святейшество получил Нобелевскую премию мира за провозглашение ненасильственной борьбы за свободу Тибета

10 декабря 1989 года Его Святейшества Далай-лама принял Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всем мире, а также от имени тибетского народа. «Эта премия, - заявил Его Святейшество, - подтверждает нашу убежденность в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьется освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти».

Его Святейшество также направил слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: «В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации».

Простой буддийский монах

Его Святейшество часто говорит: «Я – всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он ведет жизнь буддийского монаха. В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жесткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных учений и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой. Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит свое любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:

Покуда длится пространство, Покуда живые живут, Пусть в мире и я останусь Страданий рассеивать мглу.

Мрачные дни Тибета. Цапаронг. Западный Тибет

Вид на Поталу, зимний дворец Далай-ламы с горы Чакпори

Смотрите также:

Молитва о долголетии Его Святейшества Далай-Ламы

Премии, награды и почетные звания

Книги Его Святейшества Далай-ламы

Встречи Его Святейшества Далай-ламы XIV

Восхваление Тензина Гьяцо Его Святейшества Далай-ламы XIV составленное Ламой Сопой Ринпоче

Тибет: вчера, сегодня, завтра. Дополнительная информация

savetibet.ru

Далай Лама биография

Далай Лама XIV, политический лидер Тибета, который боролся за создание на его территории демократического государства, независимого от Китая.

Лхамо Тхондуп родился 6 июля 1935 г. в китайском городке Тацкер, к северо-востоку от Тибета, в крестьянской семье.

Следуя многочисленным знамениям, духовные служители нашли его, когда мальчику было всего два года, признав в нём реинкарнацию 13-го Далай Ламы, Тхуптен Гьясто. Он был провозглашён 14-м Далай Ламой, получив при посвящении имя Тэнцзин Гьясто.

Считается, что Далай Лама является воплощением Авалокитешвары – одного из главных божеств в буддизме, олицетворения сострадания, – и существом посвящённым, отказавшимся от собственной жизни после смерти ради возрождения на благо человечества. Сам титул «Далай Лама» в переводе означает «духовный учитель, глубокий, как океан».

Своё религиозное образование Тэнцзин начал в возрасте 6 лет. Он изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддистскую философию, подразделяющуюся, в свою очередь, ещё на пять категорий, включающих в себя совершенствование мудрости, монашескую дисциплину, метафизику, логику и эпистемологию – учение о знании.

В 1950 г., в возрасте 15 лет, Тэнцзин получает полную политическую власть Далай Ламы. Но правление его продлится недолго. В октябре этого года Китай, почти не встретив сопротивления, занимает Тибет. В 1954 г. Далай Лама отправляется в Китай на мирные переговоры с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами. Однако в 1959 г. не ослабевающее угнетение тибетского народа китайскими войсками приводит к восстанию. Далай Лама, вместе со своими ближайшими советниками и несколькими тысячами последователей, бежит в Дармсалу, в северную Индию, и там создаёт своё альтернативное правительство.

С момента китайского завоевания, Далай Лама предпринимает множественные попытки создания автономного Тибетского государства в границах Китайской народной республики. В 1963 г. он пишет проект конституции Тибета, в котором предлагает ряд реформ для демократизации управления областью.

В 1960-х г.г., Центральное разведывательное управление США, с ведома и при полной поддержке Далай Ламы, спонсирует создание и обучение сил Тибета для сопротивления китайским захватчикам. Однако программа оканчивается провалом, унеся с собою тысячи жизней борцов за независимость.

В сентябре 1987 г. Далай Лама, стремясь сделать первый шаг на пути примирения с китайским правительством и разрешения спорной ситуации, предлагает Пять пунктов мирного плана, по одному из которых Тибет должен стать убежищем для просвещённых, в котором те смогут существовать в покое и согласии с природой. 15 июня 1988 г. Далай Лама инициирует переговоры во французском Страсбурге с участием китайской и тибетской стороны, которые должны привести к созданию самоуправляемой демократической политической единицы в Тибете.

Но в 1991 г. тибетское правительство в изгнании провозглашает Страсбургское предложение недействительным в связи с изначально предвзятым отношением к нему китайских властей.

Далай Лама является духовным лидером тибетского буддизма, а потому, согласно традициям бодхисаттвы, свою жизнь он посвятил служению на благо человечества. Он написал многочисленные труды, провёл сотни конференций, лекций и стал членом ведущих университетов и институтов по всему миру, затрагивая в своих речах и работах вопросы стремления к жизни в мудрости и сочувствии к ближним, а в последнее время, и проблемы сохранения окружающей среды. Далай Лама, в отличие от своих предшественников, встречался со многими западными лидерами.

Не раз он принимал участие в межконфессиональных службах и встречался с главами других религий.

В 1989 г. Далай Лама был награждён Нобелевской премией за ненасильственные попытки освобождения Тибета и участие в решении проблем защиты окружающей среды. В последнее время, в знак признания за свои выдающиеся труды по буддистской философии, а также неоспоримое лидерство в борьбе за свободу и мир, он получил целый ряд наград за вклад в дело мира и почётных докторских степеней западных университетов и институтов.

В самый разгар подготовки к Пекинской олимпиаде 2008 г., в Тибете возникают волнения, в надежде привлечь внимание мировой прессы, а также в знак протеста против всё усиливающегося угнетения народа китайскими властями. Далай Лама при этом призывает к спокойствию и осуждет китайскую агрессию.

В наши дни, президент Китая Ху Дзиньтао не делает ровным счётом ничего для восстановления мира в Тибете. В декабре 2008 г. Далай Лама, пережив операцию по удалению желчных камней, объявляет о своём частичном отходе от дел.

10 марта 2011 г., в день 52-ой годовщины своего изгнания из Тибета, он заявляет, что полностью отказывается от своей роли политического лидера. Решение своё Далай Лама объясняет давним и твёрдым убеждением, что главой Тибета должен быть тот, кого свободно выбирает народ.

Истинная суть существования проявляется в сочувствии.

Будьте добрыми, когда это только возможно. А это возможно всегда.

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

obrazovaka.ru

His Holiness the 14th Dalai Lama

Далай-лама встретился с делегатами 3-го специального генерального собрания ЦТА Далай-лама начал даровать учения по «Драгоценному ожерелью срединного пути» Нагарджуны

3 октября 2019

Сегодня утром, когда Его Святейшество Далай-лама шел пешком из своей резиденции в главный тибетский храм Цуглакханг, солнце сияло на безоблачном небе. По дороге он приветствовал людей, собравшихся во дворе и вокруг храма, то и дело нежно гладя по щекам маленьких детей, перебрасываясь парой слов то с одним, то с другим и махая рукой тем, кто стоял поодаль.

Далай-лама направил президенту Индии поздравление по случаю дня рождения

1 октября 2019

Его Святейшество Далай-лама направил президенту Индии Шри Рам Натх Ковинду поздравление по случаю 74-го дня рождения. «Позиция Индии как демократической страны, преданной принципам плюрализма и многообразия, служит примером для всего мира», – говорилось в письме.

4 - 6 ноября 2019

Трехдневные учения по просьбе корейских буддистов....

24 ноября 2019

Учения по основам буддизма по просьбе Международного центра обучения бхикшу ...

14 декабря 2019

Церемония открытия нового зала для диспутов монастыря Дрепунг Гоманг. Первая пол...

Смотреть все

Учения по «Драгоценному ожерелью срединного пути» Нагарджуны

3 - 5 октября 2019

Далай-лама. Воспитание сердца и ума Далай-лама. Будда – учитель, философ, ученый Учения в Дхарамсале для буддистов из стран Азии Далай-лама. Учения в Манали

6 октября 2019

Заключительный день учений по просьбе буддистов из Тайваня Второй день учений по просьбе буддистов из Тайваня Первый день учений по просьбе буддистов из Тайваня Церемония дарования монашеских обетов в Дхарамсале
  • All Content Copyright © The Office of His Holiness the Dalai Lama

Выбрать язык

ru.dalailama.com


Смотрите также