Икона матерь божья ченстоховская


Ченстоховская икона Божией Матери: о чем молятся, значение

Одна из самых почитаемых у православных и римо-католиков является Ченстоховская икона Божией Матери. Перед ней молится как православный, так и католический мир. Ее образ чтят 6 марта христиане Восточной Европы, католики же поминают 26 августа. Кроме того, образ Девы Марии имеет множество других имен, которые не менее известны. К ним относится именования Божия Матерь Ченстоховская, «Ясногорская», «Черная Мадонна» – так как икона потемнела от старости. Ченстоховская икона Божией Матери в Польше называется Ченстоховска Матка Боска, а вот в кратких молитвенных песнях ее зовут «Непобедимая победа».

Икона Богородицы Ченстоховской имеет поистине древние корни. История относит данную икону к работам пророка Луки, которых в общем количестве насчитывается 70. Долгое время образ Богоматери пребывал в Византийской империи, потом его перевезли в Русь Галицкую, откуда, после завоевания Польшей Западной Украины икона Победа непобедимая перешла к полякам. На сегодняшний день она находится в Санктуарии Пресвятой Девы Марии Ясногорском, в католическом монастыре в городе Ченстохова.

История иконы

Как известно, Ченстоховская икона была написана апостолом Лукой, согласно преданию – в Сионской горнице Иерусалима. Однако не многие знают, что материал, на котором изображался образ Богородицы имеет отношение непосредственно к семье Иисуса Христа – ее запечатлели на доске обеденного стола Марии и Иосифа.

Не долго после сотворения икона Божией Матери пребывала в «спокойствии». С приходом императоров, которые не поддерживали единого Бога, а почитали языческих божеств, первые последователи христианских учений были подвержены гонениям и преследованиям со стороны тех самых римских правителей. Дабы сберечь столь ценную святыню, ее в 67 году начали прятать в пещерах города Пелла, в катакомбах. Так лик Святой Девы около трех веков скрывали от глаз людей. Снова улицезреть ее удалось уже в 326 году. Тогда Елена Константинопольская отправила посланников в Иерусалим, чтобы те искали Крест Господний. Елена была не только матерью, чье дитя, первый правитель, уверовало Божью истину, но и настолько искренне веровала сама, что христиане были попросту покорены ею и за чистоту ее веры даровали императрице Ченстоховскую икону Божией Матери. Почти 500 лет образ Девы Марии хранился в дворцовой часовне Константинополя.

Значение Ченстоховской иконы

Каждая икона Пресвятой Девы носит свое значение, отличающее ее от остальных. Так характерным для Ченстоховской иконы является изображение на иконе Мадонны с Сыном, где их правые руки подняты вверх, а на лице Богоматери виднеются следы ран, которые она получила в часы вражеских вторжений. Указывая на Иисуса левой рукой, Богородица обращает внимание на Сына, как на единственный праведный путь к Спасению. Левая рука Иисуса также не просто держит Книгу. Это действие означает, что все знания в их полноте есть только в Божьих руках.

Великую ценность и большое значение имеет Икона Богородицы Ченстоховская для Польши, там ее именуют ни как иначе, нежели Королева Польши.

В чем помогает Ченстоховская икона Божией Матери

Славится икона Божией Матери Ченстоховская Непобедимая победа своими чудодейственными силами.

Она помогает при тяжких и неизлечимых болезнях, спасает людей от гибели, защищает путешественников, а также содействует миру между конфликтующими сторонами.

Почувствовав на себе мощь иконы многие люди излечивались, бросали костыли, вставали на ноги. Все те чудеса, которые сотворила икона даже занесены в специальную книгу.

Акафист и молитва иконе

Акафист Ченстоховской иконе Божией Матери читается дважды во многих храмах и первый из них приуроченный к празднику Собора Пресвятой Богородицы.

Его отмечают 7 января, когда ровно в 16 часов начинаются молебны службы и чтение акафиста с молитвами о даровании православного Царя и сохранении России от сил антихристовых.

Второй раз, когда уста произносят хвалебную песнь, посвящен дню Ченстоховской иконы – 19 марта. К сведению, кроме акафиста Ченстоховской иконы позволяется читать акафист Песчанской иконе Богоматери или Покрову Божьей Матери.

В отличие от акафиста молитва иконе не ограничена днями и числами.       Просить Богоматерь об избавлении от несчастий, об излечение и защите можно в любое время.

Слышит Ченстоховская икона Божией Материи, о чем молятся верующие всегда и помогает, поэтому чистая молитва иконе превыше всего. Образ Богоматери способен помочь при многих ненастьях, главное – искренне вымаливать:

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействуюших и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит.

 Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам.

Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой в селениях святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание.

Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru

Икона Божией Матери Ченстоховская

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Спасительнице земли Русския, похвальное приносим пение. Ты же, Мати царя Небесного от всякия избави напасти страну нашу и от всех скорбей и бед свободи зовущих:

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Икос 1

Ангельский собор на Небеси немолчно воспевает Тя, Владычице, и мы земнороднии, притекающе ко иконе Твоей чудотворней, святым Лукою писанной, вопием Ти сице:

Радуйся, Мати Света Невечерняго;

Радуйся, Духа Святага Обитель Священная;

Радуйся, светлое благодати Познание;

Радуйся, Ангельских Сил Ликование;

Радуйся, Купино неопально горящая;

Радуйся, Господа Сил вечно Зрящая;

Радуйся, Неувядаемый Цвете нетления;

Радуйся, Образе Христова Воскресения;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 2

Видяще благочестие и веру святыя царицы Елены, обретшей Крест Честный Господень во Иерусалиме, даровала еси ей, о, Богомати, и икону Свою, чрез верных служителей Своих сохраненную от лет древних, да молятся пред нею выну людие, поюще: Аллилуиа.

Икос 2

Разумевше святая царице Елено, яко образ сей есть благословение Божие граду царствующему, поставиша е тамо в церкви соборней, идеже мнози от него исцеления прияша, поюще Матери Божией похвалы сицевыя:

Радуйся, Чаше, черплющая вечную радость;

Радуйся, Источниче, изливающий неизреченную сладость;

Радуйся, Чертоже Рая краснейший;

Радуйся, Вертограде Христов славнейший;

Радуйся, Духа Святаго Селение;

Радуйся, врагов Божией Правды Посрамление;

Радуйся, духовною радостию нас Утешающая;

Радуйся, с верою Тя призывающих, не посрамляющая;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 3

Сила Вышняго храняше икону Твою, Богомати, во дни ересей от поругания, и от лютых иконоборцев погубления, и от рук варварских пленения, яко Самей Ти быти Хранительницей христианом, поющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще сокровище святыя иконы Твоея, святии Кирилле и Мефодие просветиша земли славянсткии светом веры христианский, да уведят язычницы Бога истиннаго и прославят Матерь Божию тако:

Радуйся, Державная наша строительнице;

Радуйся, Всесильная Победительнице;

Радуйся, Свободительнице пленных;

Радуйся, Покровительнице обремененных;

Радуйся, Ходатаица за всю Вселеную;

Радуйся, Дарующая жизнь нетленную;

Радуйся, идольского служения Избавление;

Радуйся, с Богом наше примирение;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 4

В бурныя дни смут и нестроений, спасаше икона Твоя, Пресвятая Дево, всех притекающих к ней и обретаху вси от Тебе покров и заступление вопиюще благодарными сердцы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и зряще чудеса, являемыя от иконы Твоея, Пресвятая Богородице, князне русстии храниша от рода в род святыню сию, молящеся пред нею умиленно:

Радуйся, Агнца и Пастыря Мати Нетленная;

Радуйся, Дево преблагословенная;

Радуйся, Матернюю любовь нам являющая;

Радуйся, ризою честною всех покрывающая;

Радуйся, благ вечных Надеждо верная;

Радуйся, Молитвеннице наша усердная;

Радуйся, Судии Всеправедного Умоление;

Радуйся, грехов всех наших Прощение;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 5

Боготечне шествуя изо града во град Руси Червонныя икона Твоя, Пресвятая Богородице, повсюду являше славу твою и Сына Твоего, Христа Бога нашего, вопиющим Ему людем: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша житилие града Белза грозное нападение агарян, изнесоша икону Твою чудотворную, Пресвятая Дево, на стогны града своего и молящеся с верою Ти о заступлении, Ты же ускорила еси тогда на помощь им, да зовут Ти:

Радуйся, милости Свои на нас изливающая;

Радуйся, Владыку Умилостивляющая;

Радуйся, иконою Твоею от бед Сохранение;

Радуйся, христиан православных Спасение;

Радуйся, злые дела Запинающая;

Радуйся, милосердие нам Являющая;

Радуйся, страны Российския Утешение;

Радуйся, Церкви Христовой священное Украшение;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 6

Проповедаху всюду людие о дивнем заступлении Твоем, яко егда нечестивии татарове стрелою уязвиша на иконе изображение Пречистаго Лика Твоего, тогда внезапу тьма и помрачение найде нань и друг друга убиваху тыя, бежаще вспять, вернии же зряще чудо сие, пояху Господу хваление: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать и мрак исчезе и возвысися рог людей христианстких, яко Ты, Богомати, укреплявши веру православную, чудесьми и знаменьми от святыя иконы Твоея являемыми человецем, молящимся тако:

Радуйся, от нашествия иноплеменников предивно избавляющая;

Радуйся, от плена и поражения спасающая;

Радуйся, агарянскою стрелою пронзенная;

Радуйся, Мати и Дево Неизреченная;

Радуйся, молящимся токи чудес источающая;

Радуйся, печаль на радость прелагающая;

Радуйся, ключу Царствия Небеснаго;

Радуйся, Помощнице жития честнаго;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 7

Хотяще оставити икону Свою во граде Ченстохове, сделала еси возок с иконою недвижимым, егда нецыя злочестивия тщахуся исхитити ю из града, христиане же обретше и образ Твой неукраденным, возопияше Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо, на устрашение нечестивих явила еси тогда от образа Твоего Пречистая, поразивши слепотою и скорою смертию богохульников, иже икону Твою мечем уязвиша и на три части разсекоша, мы же икону сию чтуще вопием Ти:

Радуйся, Матерь Божия закланная;

Радуйся, от начала веков Предъизбранная;

Радуйся, Путеводительнице к Небу первейшая;

Радуйся, всех Ангельских Сил честнейшая;

Радуйся, милосердая всех Мати;

Радуйся, неисчерпаемый Сосуд благодати;

Радуйся, просящим помощь являющая;

Радуйся, доброе житие устрояющая;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 8

Странно бысть войску свейскому видети, яко непобедимое доселе грозное воинство их побеждено бысть внезапу близ града Ченстохова, идеже чудотворная икона Богоматери стояше, пред нею же людие не преставаху пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всем молящимся и притекающим ко иконе Твоей Скорая Помощнице являешися, Пресвятая Дево, якоже древле, тако и ныне заступавши и охранявши почитающих Тя, приими и сия похвалы от нас:

Радуйся, Совета неизреченнаго Таиннице;

Радуйся, благодати Божией Сокровищнице;

Радуйся, иноплеменных ратей Одоление;

Радуйся, от убиения и разорения Спасение;

Радуйся, горняго и дольняго мира Всецарице;

Радуйся, всяческих благ подательнице;

Радуйся, от врагов и бед избавление;

Радуйся, непрестанное человек удивление;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 9

Всякий пол и возраст возвеселися зряще, егда царь русский Петр молебное пение пояше перед иконою Богоматери, памятующе, яко образ сей бысть некогда достояние царское и князей русских, восхваляше пред ними Господа и Матерь Его песнию: Аллилуиа.

Икос 9

Весь мир христианский покрывавши омофором милости Своея, на помощь скоро к нам притекавши, купно со угодники Божии и святителем Николаем за нас перед Богом ходатайствуеши, вонми и ныне гласу молений наших перед образом Твоим:

Радуйся, светом истины нас Озаряющая;

Радуйся, руце Твои за ны моляшася Простирающая;

Радуйся, Бога и человека Соединившая;

Радуйся, смертное естество бессмертием Просветившая;

Радуйся, верных душ Услаждение;

Радуйся, душепагубных дел Удаление;

Радуйся, благочестивых христиан Окормительнице;

Радуйся, смиренномудрых благая Вседержительнице;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 10

Спасти хотя род человечь, Богомати, от тьмы неверия и заблуждения, яви миру свет веры Православныя и токмо воинству русскому подаде одолети крепость, идеже икона Ея чудотворная стояше, пред нею же воспе благодарственно: Аллилуиа.

Икос 10

Стена нератуема и ограждение твердое, Ты еси верным людем русским почитающим Тя, о, Божия Мати, яко во мнозех списках со иконы Ченстоховския являвши благоволение Свое, просимое подаеши и гнев Божий отвращавши от поющих Ти:

Радуйся, Державу Российскую Устрояющая;

Радуйся, под нозе Царя Православного вся Покаряющая;

Радуйся, Обличающая учения душевредныя;

Радуйся, Призревающая на молитвы смиренныя;

Радуйся, в печалех и бедах Утешение;

Радуйся, от нечаянные смерти Спасение;

Радуйся, Дарующая Победы верным;

Радуйся, Венчающая венцем нетленным;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 11

Пение воспеваем и хвалу приносим Ти, о, Пресвятая Дево, молимся пред иконою Твоею, на ней же зрим язвы, руками нечестивых человек нанесенныя, от наших же прегрешений незаживляемыя, к Богу взываем, имуще Тя о нас Ходатаицу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоявленная икона Твоя сияет чудесы, даже и доднесь, являя нам милость Твою, яко многажды тщахуся людие сокрыти вапы различными уязвление Пречистаго Лика Твоего, на сей иконе живописанного, но всуе трудишася изографы, яко паки проступаху язи, ихже мы грехми нашими и беззаконьми наносим Ти, но отпусти нам вся, Дево, и помилуй зовущия:

Радуйся, крепкое Веры Забрало;

Радуйся, чудес Христовых Начало;

Радуйся, Врат Райских Отверзение;

Радуйся, тайны Божией всесильное Проявление:

Радуйся, приятное молитвы Кадило;

Радуйся, носящего вся Носило;

Радуйся, людскими грехми Истерзанная;

Радуйся, в любви Божией Утвержденная;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 12

Благодатию покрый нас, о, Пресвятая Дево, исходящею от дивныя иконы Твоея, предстательством Твоим спаси и помилуй страну Русскую, в ней же во дни древния чудесы многими просияла еси и яви нам, молящимся пред образом Твоим, чудо спасения, поющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пение похвальное усты недостойными, уповаем на милость Божию и Твое, о, Богомати, заступление и ходатайство за нас, грешных, пред Господем, яко да дарует державе русстей на супостаты одоление, от иноплеменных поган свобождение, царя православного во охранение и к Царствию Небесному путевождение, и выну буди с нами, зовущим Ти:

Радуйся, огнем Божественным Всепросвещающая;

Радуйся, мрак греха Отгоняющая;

Радуйся, жестокости наших сердец Умягчение;

Радуйся, заблудших на путь спасения Возвращение;

Радуйся, Стено Нерушимая;

Радуйся, Победо Непобедимая;

Радуйся, Небеси и земли Украшение;

Радуйся, Надеждо нашего Воскресения;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, призри ныне на Царство Твое земное и умоли Господа Вседержителя, да не внидет в суд с нами, но да подаст нам грехов оставление, от ига бесовскаго свобождение и Святой Руси Воскресение, вопиющим Богу верою: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1) 

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ченстоховская»

О, Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействуюших и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой в селениях святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

azbyka.ru

Ченстоховская икона Божией Матери, о чем молятся

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый святой образ в православной вере имеет свое значение и силу. Перед иконами люди молятся и просят о помощи в разных случаях. Особого внимания заслуживает Ченстоховская икона Божией Матери. Ее еще называют «Непобедимая Победа».Данная икона имеет очень древнюю историю. Она относится к тем 70 иконам, которые в свое время написал пророк Лука. На протяжении долгого времени образ находился в Византии, после чего она была перевезена в Галицкую Русь. После того как Западную Украину завоевала Польша, икона была передана полякам. Сегодня икона находится в монастыре, который находится на Ясной горе недалеко от города Ченстохов. Чтобы помолится перед образом святой съезжаются люди со всего мира.

О чем прося у иконы

Она имеет очень важное значение для Польши.  В этой стране ее называют Королевой Польши.  На образе изображена Богоматерь с Сыном. Правая рука младенца и Матери поднята вверх.  На лице святыни изображены следы ран, которые были нанесены во время вражеских нашествий. От старости икона потемнела, из-за чего ее в народе также называют Черной Мадонной.

Нужно отметить, что все чудеса, которые были сотворены образом Богородицы, заносятся в специальную книгу. Другими словами, они имеют обязательный реестр. Каждый человек, который был исцелен благодаря молитве святой в знак благодарности приносил ей небольшую подвеску в виде ноги, руки или другого органа, который был подвержен болезни, а затем исцелился.

Благодаря молитвам святому лику, было исцелено достаточно большое количество людей, страдающих на тяжелыми формами различных заболеваний. Некоторые даже оставляли костыли рядом с иконой по без надобности.

Хотелось бы обратить внимание на то, о чем молятся перед Ченстоховской  иконой Божией Матери:

  • об исцелении от тяжких и неизлечимых заболеваний,
  • о благополучном путешествии,
  • о мире между сторонами, которые конфликтуют,
  • о милосердии,
  • о спасении,
  • о мудрости.
Обязательно к прочтению:  Икона “Трилетствующая” в чём помогает

Чудотворный образ способен помочь людям от многих напастей. Главное, чтобы молитва была искренней.

Как правильно читать молитву Богородице

Существует мнение, что перед иконой святыни нужно читать специальную молитву и делать это нужно только в стенах храма. На самом деле это далеко не так. Как упоминалось выше, главное, чтобы молитва была искренней и читалась душой. Молитву можно читать как дома так и в храме перед образом.

Молитва иконе Ченстоховская читается так:

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействуюших и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит.

Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам.

Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой в селениях святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание.

Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Обязательно к прочтению:  Святой Климент Охридский

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о чудотворной иконе Богородицы Ченстоховская:

ikona-i-molitva.info

Ченстоховская икона Божией Матери – помощь молящим несмотря ни на что

Ченстоховская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых святынь православного, а также католического мира. Перед святым образом произносят молитвы православные и римо-католики. Христиане восточного образца поминают образ 6 (19) марта, а католики – 26 августа. Известны другие имена, данные образу:

  • Божия Матерь Ченстоховская;
  • в Польше – Ченстоховска Матка Боска;
  • в тропаре его назвали «Непобедимая победа»;
  • из-за потемнения лика Богоматери – «Черная Мадонна»;
  • «Ясногорская».

Кроме того, икона Ченстоховской Божией Матери имеет важное значение, она является заступницей всей Польши. Жители страны нарекли ее «Королевой Польши», дарующей помощь, утешение и спасение защитникам этих земель.

Согласно древнему преданию, чудодейственный образ был написан в Иерусалиме, в Сионской горнице. Это одна из 70 знаменитых богородичных икон, принадлежащих кисти евангелиста Луки. Сегодня каждый христианин слышал об иконе Божией Матери. Ченстоховская реликвия находится в польском городе (Ченстохова), в монастыре на холме Ясна Гура. Ежегодно сюда прибывают десятки тысяч верующих, чтобы выразить свое преклонение святому лику, искренне молиться, попросить помощи для важных дел, вымолить избавление от несчастья, исцеление.

Описание Ченстоховской иконы Божией Матери

Ченстоховская икона написана на деревянной доске размерами 1222x822x35 мм. Такой иконописный тип изображения называют Одигитрия. Богородица написана по пояс, на руках у нее Отрок-Христос. Левая рука Марии указывает на Иисуса, символизм в значении – он единственный путь спасения. Правая рука Спасителя поднята жестом благословления. Левая же – держит закрытую книгу, что говорит: все знания в руках Божьих. На иконе есть несколько разрезов (практически на щеке Богоматери), полученных от удара саблей.

Изображение соответствует византийскому стилю написания, хотя некоторые черты Ченстоховской иконы Божией Матери напоминают западную традицию. Такими представляются цвета одежд, золотые лилии. Лики Матери, Младенца более мягкие, чем на традиционных русских православных образах.

Раннее письменное описание иконы принадлежит Яну Длугошу. Он поэтично называет Деву Марию «Королевой Света» с прекрасным ликом, изображенным на зелено-голубом фоне с бирюзовым оттенком. Одежда Младенца Иисуса преимущественно цвета кармина. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. Облачения Матери – темно-синие, украшены золотыми лилиями. Широкие нимбы вокруг глав Богоматери, а также Ее Сына, золотисто-желтого цвета контрастируют с потемневшими красками иконы.

История образа

Ченстоховская икона Божией Матери написана Лукой (создателем Евангелия от Луки) на материале, имеющем непосредственное отношение к жизни Иисуса, его человеческой семьи, Марии с Иосифом. Это была доска от их обеденного стола.

Приход к власти в Риме императоров-язычников привел к преследованиям, гонениям первых адептов христианского учения. Поэтому в 67 году, чтобы уберечь икону, ее прятали в катакомбах, пещерах местечка Пелла. Так на три века чудесный лик оказался скрытым от людей. Елена Константинопольская, мать первого правителя, уверовавшего истине Иисуса Христа, для поисков Креста Господня отправила посланников к Иерусалиму. Мудрость, величие, чистая вера императрицы настолько покорила христиан Святого Города, что те передали ей в дар (в 326 году) святую икону Божьей Матери (Ченстоховской). Образ хранился в дворцовой часовне Константинополя почти 500 лет.

Появление иконы в русских землях

Существуют различные версии появления Ченстоховской иконы Божией Матери на Руси.

  1. Согласно первой, образ попал в славянские земли благодаря великим просветителям Кириллу и Мефодию. Икона была взята ими как благословительница дел сподвижников, а также помощница народам и странам, постигающим знания Евангельской истины.
  2. Вторая теория утверждает, что творением евангелиста Луки в X веке благословили греческую царевну Анну на брак с киевским князем-просветителем Владимиром. Невеста привезла икону в столицу. Князь распорядился установить образ в первой русской церкви, построенной из камня, – Десятинной. Там он находился до 1240 года. А когда Киев был осажен войском хана Батыя, икону Богородицы тайно вывезли в Белз ко Льву I. Или же Ченстоховская Матерь Божия могла попасть в Белз благодаря браку русской княжны с князем галицким или польским. Такой союз традиционно благословляли наиболее ценной фамильной иконою.
  3. Возможно, икона была подарена галицкому князю Льву I Даниловичу (основателю города Львова), а затем привезена из Константинополя непосредственно в Белз. Ценный образ поместили в церкви замка города Белз (упоминание о нем содержит «Повесть временных лет»).

Святыня явила верующим много чудес. Православные получали ответы на свои молитвы, обращения к иконе, ценили, чтили ее.

Как икона попала в Польшу

С завоеванием польским королем Казимиром III Великим земель Галиции (1310-1370 годы) святой образ Богородицы был вывезен из Белза вместе со многими другими православными святынями, передан монахам-католикам из монастыря св. Павла близ Ченстохова.

Есть иная версия, объясняющая, как последним местом владения чудотворной иконой стала Польша. Замок Белз находился в долгой осаде татар. Тяжело пришлось его защитникам, командовал которыми князь Владислав Опольчик. Силы иссякли, казалось, замок обречен. Решил Владислав прибегнуть к Высшей помощи – вынес святой образ на крепостную стену, при этом читая акафист к Пресвятой Богородице. Одна татарская стрела попала в образ, из раны потекла кровь. Сразу непроглядный густой туман покрыл вражеское войско, ничего не было видно. Воспользовавшись моментом, защитники бросили последние силы и победили. Противник обратился бежать.

После этого Владислав решил перенести чудотворную икону в более безопасное Ополье (Силезия). Но этому не суждено было свершиться – страх, растерянность овладели князем. Он преклонил колени и стал истово молиться образу Заступницы. Видение пришло к нему во сне – Дева Мария повелела переправить святыню на Ясную Гору, недалеко от Ченстоховы. Со временем князь Владислав построил на указанной горе обитель, а затем передал лик Богородицы монахам (1382 год). С того времени образ находится именно там, почему и получил имя Ченстоховский.

Ченстоховская святыня

Ченстоховская икона Пречистой бережно хранится в самом сердце Святогорского монастыря – это Капелла Девы Марии. Небольшое здание впервые соорудили из дерева в 1384 году. В начале XVI века из королевской казны были выделены средства на возведение другого помещения, которое перестроили (1644 год) в трехнефную часовню. Икону украсили рамкой из серебра, вставили в алтарь черного дерева. Заботясь о сохранности, а также безопасности сокровища, образ Богоматери полностью закрывают специальной панелью («затвором») из серебра.

Под торжественные звуки органа Ченстоховскую икону открывают, чтобы паломники могли ее увидеть и помолиться. Но рассмотреть вблизи образ и приложиться к лику невозможно, он установлен высоко над престолом.

Исследователи имеют разные мнения о происхождении иконы, её возрасте. Некоторые утверждают, что хранящийся в Капелле Девы Марии образ переписан, а оригинального изображения совсем не осталось. Никто не отрицает факт обновления иконы, которое производили в Средние века. Монастырская книга паулинов содержит подробное описание данного процесса. К сомнениям подталкивает информация, что при реставрации используется темперная краска, которая не может быть наложена на ту, связующим веществом которой являлся расплавленный воск (энкаустика).

Все сомнения ученых развеивает главный аргумент – череда чудес, которые происходят от иконы много веков, ни разу не прервалась. Именно в Средние века (после обновления лика иконы) произошло нападение гуситов на монастырь. Разбойники разбили строения, собрали ценности и стали их вывозить, в том числе и чудодейственный образ Богоматери. Но воз с награбленным не шелохнулся. Лошади не могли сдвинуться с места. Один из преступников, наслышанный о силе иконы, сбросил её на землю и ударил по лику саблей. Наказание пришло немедленно. Разбойники погибли. Но после этого случая на лике Великой Заступницы появились два глубоких пореза как напоминание о чуде и назидании людям с темными помыслами.

О посещении православными католической мессы

Не надо думать, что стоит отказаться от паломничества к Ченстоховской иконе Божией Матери из-за того, что образ находится в католическом храме. Древняя святыня написана до разделения церквей, поэтому она принадлежит православным в той же мере, что и католикам.

В Ясногорском монастыре вы услышите гимн Царице Небесной, который исполняют 36 ченстоховских колоколов через каждые 15 минут. Ясногорский справочный центр помогает паломникам, независимо от их национальности, языка и конфессии. Православные посетители, зная, что священное место и икона находятся в руках латинян, не принимают участия в их обрядах и молитвах. В 21:00 колокола призывают верующих на молитву («Ясногорский призыв»). В это время в последний раз открывается лик чудотворной иконы. Православные паломники в молчании могут поклониться дорогой святыне, читая акафист, тропарь Ченстоховской иконе Божией Матери или иную молитву, обращенную к ней.

Поклониться и обратиться с молитвами к образу Заступницы Девы Марии приезжали императоры России: Петр I, Александр I и Николай I. Когда война с Наполеоном (1813 год) привела русскую армию к монастырю на Ясной Горе, его настоятель подарил список Ченстоховского образа военачальникам. Поднесенная икона хранилась в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ее называли «символом победы русского оружия». Но, к сожалению, этот образ был утерян после переворота 1917 года.

Коронование чудодейственной иконы

Тысячелетия святыня являет миру чудеса, о чем монахами ведутся записи на страницах особой книги. Уже шесть столетий подробно фиксируются свидетельства и благодарности от всех получивших ответы на сложные вопросы и помощь в делах. 1716-й стал годом, когда ясногорскими монахами было подано прошение Риму о короновании знаменитого образа. После рассмотрения и одобрения просьбы понтификом Климентом ХI (1717 год) в присутствии 200 тысяч паломников икона была коронована. Праздничное возложение корон на главы Иисуса и Его Матери было символичным. Оно утвердило чудотворность, особую значимость иконы.

Списки Ченстоховской иконы Божией Матери

Предание повествует, православный мир оплакивал святыню (икону Божьей Матери), когда она покидала русскую землю. Недалеко от городка Турковицы, у рощи, люди заприметили удивительное сияние – явился новый чудотворный образ, из глаз которого текли слезы. Это была точная копия Ченстоховского. Список Турковицкой Богоматери был обретен Вознесенской церковью города Кривой Рог, потом перенесен во Спасо-Преображенский собор.

Кроме списка Ченстоховской иконы Божьей Матери Казанского собора (Санкт-Петербург), было известно около 11 копий чудотворного образа. Одна из них – Ченстоховская-Сокольская – стала знаменита тем, что изобразилась сама на чистом холсте. Перед этим художник пытался написать копию, но безуспешно.

В средине XIX века Киево-Печерская лавра обрела чудесным способом список Ченстоховской иконы Божией Матери. Эта копия славилась тем, что отвечала просьбам и молитвам верующих об исцелении больных.

Один из чудодейственных списков образа Ченстоховской Божьей Матери находится в Спасо-Преображенской церкви Хмелевского монастыря (Беларусь). 300-летняя икона написана на холсте. Она смогла уцелеть при пожаре, причем часовня сгорела полностью. После владелец реликвии имел откровение. Он построил Спасо-Преображенскую церковь (с. Хмелево), которая существует до сегодня. Прихожане храма свидетельствуют, что икона обладает исцеляющей силой, помогает от разных болезней. Православные приезжают издалека, чтобы поклониться и просить о милости Заступницу. Много раз икону хотели украсть, но она снова и снова оказывалась на своем месте.

Помощь и заступничество от Царицы Небесной

Перед иконами люди молятся и просят о помощи. Тот, кто посещал на Ясной Горе Ченстоховскую икону Божией Матери, отметит, что своими глазами видел материальные подтверждения чудесных исцелений. Прямо у образа люди оставляли костыли и уходили самостоятельно, приносили с благодарностью подвески, изображающие исцеленный орган.

Все мы, женщины и мужчины, хотим счастья, молимся и мечтаем о том, что нужнее для каждого. Перед ликом Богоматери просим о:

  • благополучном путешествии и возвращении;
  • исцелении от тяжелых болезней;
  • взаимопонимании и семейном счастье;
  • защите от врагов;
  • мире и разрешении конфликтов;
  • мудрости;
  • спасении;
  • милосердии.

Свидетельства подтверждают – заступничество и милость чудотворного образа Ченстоховской Божией Матери по молитвам подарит исцеление от болезней душевных и физических: пьянства, наркомании, бесплодия, рака. Владычица милостиво защищает каждого, кто с чистыми помыслами и надеждой просит у нее помощи.

obikonah.ru

Ченстоховская икона Божией Матери: фото, значение, в чем помогает

Образ Божией Матери имеет огромную историю. Он пребывал в нескольких столицах, через него Божия Матерь покровительствовала многим царственным особам.

После написания иконы евангелистом Лукой она пребывала в общине христиан Иерусалима. В 66–67 го­дах при нашествии войск римлян иерусалимские христиане с главными святынями общины, среди которых были иконы Божией Матери, затаились в городке Пелла неподалеку от города. Гонения заставляли их скрываться долгие века. Когда же император Константин Великий разрешил христианам исповедовать свою веру и сделал христианство официальной религией империи, его мать, равноапостольная царица Елена, также крестилась и приехала в Иерусалим, чтобы обрести Животворящий Крест Христов, на котором был распят Господь. В 326 году, после обретения Креста, христиане Иерусалима принесли в дар царице Елене Ченстоховскую икону — поскольку этот образ был подарен самой царице, он действительно почитался учениками Христа. В свою очередь, святая Елена построила часовню для иконы Богородицы при своем дворце в Константинополе. Известно, что здесь Ченстоховская икона находилась на протяжении пяти веков.

По приходе к власти императоров-иконоборцев икона была спрятана. Следы ее теряются, зато известно, что в славянские земли Ченстоховский образ был принесен как великая святыня основателем города Львова (Лемберга), правителем Галицко-Волынского княжества Львом в XIII веке. Икона была помещена в православной церкви замка Белз, упоминаемого в древнейшей русской летописи — «Повести временных лет». Икона находилась в ведении православного духовенства, но с первых лет пребывания на землях, где было распространено католичество, перед ней стали молиться и католики. Так икона стала играть большую роль в объединении христианских конфессий. Однако в Белзе есть и еще одна версия явления в здешних землях Ченстоховской иконы. Возможно, икону взяла из императорских покоев византийская царевна Анна, жена равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси, и привезла с собой на Руси в Х веке. Действительно, сохранились сведения о том, что царевна везла с собой христианские иконы, среди которых была икона Одигитрии, а князь Владимир поставил их в первой каменной церкви Киева — Десятинной. Очевидно, Ченстоховская икона могла пребывать здесь до 1240 года, а затем была вывезена в Белз во время Батыева нашествия.

При завоевании Польшей львовских земель ико­на перешла к князю Владиславу Опольскому. В те бурные годы войны велись между многими племенами. Вот и победитель Владислав вскоре чуть было не погиб от рук татар, осадивших замок Белз. К счастью, князь вынес из храма икону Ченстоховской Божией Матери и поставил на стене для молитвы перед ней защитников крепости. По свидетельствам современников, на татар то ли нашло безумие — они начали убивать друг друга, то ли ядовитый туман. Их войска сняли осаду.

Сегодня в замке Белз остался лишь список чудотворной иконы: после спасения от татаро-монгольских войск князь Владислав отправился вместе с обретенной святыней в столицу княжества. Однако по дороге он остановился в небольшом селении под Ченстоховом. Здесь ему явилась в сонном видении Богородица и повелела оставить икону в местечке, построив там монастырь. Утром образ невозможно было сдвинуть с места. Князь удостоверился в воле Божией о местопребывании святыни, основал монастырь и вверил икону на хранение монахам паулинского католического ордена. Место это было названо Ясная гора — возможно, из-за княжеского видения. Историческими являются и шрамы на лике Ченстоховской Богоматери. Некоторые предполагают, что это следы татарских стрел, оставленных еще при нападении на замок Белз. Однако вероятнее, что их оставили сабли гуситов — сектантов протестантского толка из Чехии и Италии. Они напали на монастырь, ограбили обитель и сгрузили на телегу сокровища. Ченстоховская икона при падении разломилась на три части.По преданию, воз с сокровищами, на который была погружена икона и другие ценности монастыря, не могли сдвинуть с места несколько коней. Тогда один из гуситов бросил икону на землю и начал рубить саблей. Легенда гласит, что грабителя постигла мгновенная страшная смерть, а другие были наказаны слепотой и отсохшими конечностями. А в середине XVII века польский народ решил своеобразно отблагодарить Пресвятую Богородицу за победу над шведским королем Карлом Х. Король Ян Казимир разбил его под Ченстоховом, при молитвах к Пресвятой Богородице. Вернувшись во Львов, он своим манифестом поручил Польшу покровительству Богородицы и официально приказал называть Ченстоховскую икону Пречистой Девы «Королевой Польши». Через некоторое время монахи монастыря на Ясной Горе письмом запросили Папу Римского о короновании иконы. С его благословения была сделана золотая корона с украшениями, которая была торжественно помещена на образ при огромном стечении паломников. Это зримый символ чудес от иконы и благодати, которую Божия Матерь изобильно подает молящимся перед Ченстоховским образом. Сегодня корона бережно хранится в монастырской ризнице. В ХХ веке икону украсила риза, усыпанная бриллиантами, и новые золотые короны Богоматери и Богомладенца — дар Папы Римского Пия Х, сделанный в 1910 году. А с 1926 года у образа пребывают сделанные на пожертвования польских католичек символы земной и небесной власти «Польской Королевы» – украшенные драгоценностями держава и скипетр. Известно, что общехристианское почитание Ченстоховской иконы продолжается на протяжении веков. Так, в паломничество к святыне приезжали российские императоры Петр I, Александр I, Николай I. В 1813 году русская армия освободила монастырь от захвата солдатами Наполеона. В благодарность настоятель и братия Ясной Горы подарили генералу Сакену список чудотворной иконы. Как «символ победы русского оружия» он пребывал в Казанском соборе Санкт-Петербурга, рядом с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, до 1917 года. Увы, после революции этот список был утрачен.

Последним признанием благодати Ченстоховского образа стало создание списка ее лика на Святой Земле. В Иерусалиме сохранилось предание о доме, где жила и преставилась ко Господу Пресвятая Богородица — это жилище апостола Иоанна Богослова в древней части города, у Сионской горницы (где проходила Тайная вечеря). В день смерти Богородицы христиане празднуют Успение Божией Матери — то есть «засыпание», ведь Матерь Божия умерла тихо, а в момент Ее смерти апостолам зримо явился Христос, приняв на руки душу Своей Матери. После праздника Успения католики отмечают память иконы. На месте дома, где скончалась Богородица, с первохристианских времен был храм, до 966 года — большая базилика, построенная равноапостольным императором Константином Великим, а с начала ХХ века — храм Успения, построенный немцами (Mariendom). С конца же ХХ века здесь пребывает точный список иконы.

www.o-vere.ru

Ченстоховская икона Божьей Матери: описание с фото, значение, о чем просят и как правильно молиться

Ченстоховская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы. По сохранившемуся преданию, она была написана евангелистом Лукой. Примечательно, что подобная легенда существует еще о нескольких иконах, в том числе о Владимирской. Она считается главной святыней Польши, одной из самых почитаемых святынь Восточной и Центральной Европы. Из-за того, что у изображения темный лик, она также известна под названием «Черная Мадонна». В настоящее время находится в католическом монастыре Ясная гора на территории польского города Ченстохова. Это один из крупнейших религиозных центров страны, в котором базируются паулины — монашеский орден, основанный в XIII веке. В этой статье мы расскажем о значении этой иконы, о чем ей молятся.

Почитание

Интересно, Ченстоховская икона Божией Матери почитается как православными, так и католиками. При этом в Польше она считается главной святыней страны. Ее праздник православные отмечают 6 марта, а католики — 26 августа.

В Польше принято устраивать большие празднования в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. К празднику Успения Богородицы 15 августа проводят масштабные паломничества, в которых принимают участие верующие из многих католических стран.

Польские крестьяне всегда дают паломникам, которые направляются к Ченстоховской иконе, приют. Этой традиции уже много веков.

История появления

Существует легенда, согласной которой икона была написана апостолом Лукой. По преданию, святая Елена Равноапостольная, которая была матерью римского императора Константина I, посетила Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Именно там ей досталась эта икона в дар, она привезла ее в Константинополь.

Современные искусствоведы считают, что Ченстоховская икона была создана в IX-XI веках, причем уже в Византии.

Достоверно можно утверждать историю иконы, начиная с конца XIII века. Именно в это время галицко-волынский князь Лев Данилович привез ее в город Белз, который находится на территории современной Львовской области, на Украине. Именно здесь икона прославилась многочисленными чудесами.

В Ченстохове

После того как Польшей были завоеваны западнорусские земли, среди которых оказалось и Галицко-Волынское княжество, икона была перенесена на Ясную гору, расположенную в районе Ченстоховы. Ее привез силезский князь Владислав Опольчик в 1382 году.

Икону поместили в только что созданный монастырь паулинов. С тех пор она носит свое нынешнее название.

Монастырь в том же году основали монахи ордена паулинов, приглашенные Владиславом из Венгрии. Монастырь стал известен, как место хранения этой реликвии, с XV века к ней начинаются массовые паломничества.

Известно, что в 1430 году обитель была атакована бандой гуситов из Моравии, Богемии и Силезии. Монастырь был разграблен, а икона разбита на три части. По ее лику бандиты нанесли несколько ударов саблями. Существует версия, что именно от них на иконе остались шрамы.

Спасение

От полного уничтожения Ченстоховскую икону Богородицы удалось спасти. При дворе польского короля Владислава Ягайло в Кракове была проведена реставрация.

В то время техники были еще несовершенными. Поэтому, хоть икону и удалось соединить воедино, шрамы от сабельных ударов через какое-то время вновь проступили сквозь свежую краску на лике Богородицы. Она была возвращена в монастырь.

В 1466 году обитель вновь подверглась осаде. На этот раз ее пыталась захватить чешская армия, но безуспешно.

Осада шведами

В XV веке при монастыре был построен новый собор, а в XVII столетии для защиты обители от нападений, которые не прекращались все это время, была построена мощная стена, превратившая Ясную гору в настоящую крепость.

Сформированные фортификационные сооружения оказались как нельзя кстати. Вскоре они подверглись серьезным испытаниям. Это произошло во время так называемого Шведского потопа — вторжения шведов на территорию Речи Посполитой, которое произошло в 1655-1660 годах.

Наступление развивалось настолько стремительно и успешно для атакующей стороны, что уже в течение нескольких месяцев были захвачены Варшава, Познань и Краков. Польские аристократы массово переходили на сторону врага, что значительно ослабляло позиции короля и его окружения. Вскоре Ян Казимир вовсе бежал из страны.

Уже в ноябре 1655 года шведская армия, которую возглавлял генерал Миллер, оказалась у стен Ясной горы. Превосходство шведов в живой силе было на тот момент многократным. Численность армии скандинавов была около трех тысяч человек. В это время в самом монастыре оставались только 170 солдат, 70 монахов и 20 дворян. Несмотря на это, настоятель обители Августин Кордецкий принял решение держать оборону и сражаться до последнего.

Героическая оборона монастыря стала одной из славных страниц польской истории, став достойным примером для всей остальной страны. Не исключено, что именно тогда была спасена польская государственность. Ход военного противостояния удалось переломить, что, в конечном счете, привело к изгнанию шведов из Польши. Многими это было расценено как чудо, сотворенное Богородицей.

Король Ян Казимир после возвращению в свою страну дал «львовские обеты», избрав Деву Марию в торжественной обстановке покровительницей всего королевства.

Описание святыни

Одно из древнейших описаний святыни, сохранившихся до нашего времени, относится к концу XVII века. Его оставил московский путешественник Петр Андреевич Толстой.

В описании монастыря он уделяет особое внимание чудотворному образу Пресвятой Богородицы, утверждая, что икона написана евангелистом Лукой. При этом Толстой сравнивает ее с Владимирской иконой Божией Матери, которая находится в Москве.

Путешественник описывает, что Ченстоховская икона установлена в костеле высоко над алтарем. Кивот иконы сделан из орехового дерева. Под иконой лежат две золотые булавы с драгоценными камнями. Перед самим образом по обеим сторонам установлены шесть подсвечников и несколько лампадок, в которых постоянно горит масло. Икону открывают во время служб, когда люди приходят, чтобы помолиться ей.

Читайте также:  Обличай, не унижая!

Наполеоновские войны

В 1813 году монастырь был захвачен русскими войсками во время наполеоновских войн. После поражения в Отечественной войне 1812 года французская армия стремительно отступала, сдавая захваченные ранее позиции.

Настоятель монастыря, благодарный русской армии за освобождение, преподнес военачальникам список иконы. Он был привезен в Россию, на протяжении долгого времени хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Когда к власти пришли коммунисты, собор был закрыт. С 1932 года список перемещен в Государственный музей истории религии.

Символ падения железного занавеса

Икона оказалась в центре внимания в 1991 году. Именно тогда в польском Ченстохове состоялись празднования, посвященные Всемирному Дню молодежи.

Участие в них принял папа Римский Иоанн Павел II. По этому случаю к иконе было организовано массовое паломничество. В общей сложности, в нем приняли участие около одного миллиона человек. Среди них был много молодых людей из Советского Союза.

Это событие стало ярким и символическим свидетельством падения железного занавеса.

Иконография

Икону относят к типу Одигитрии. Это один из наиболее распространенных в иконографии видов изображения Богоматери с младенцем Иисусом.

Младенец сидит на руках Богородицы. В левой он держит книгу, а правой — благословляет.

Сама икона выполнена на деревянной панели.

Акафист

Акафист Ченстоховской иконе Божией Матери читают по всем важным религиозным праздникам. В том числе в день Успения Богородицы.

Это торжественный гимн или хвалебная песня. Считается, что акафист Ченстоховской иконе помогает при разрешении дел, также он читается для утешения.

Его принято читать, находясь лицом перед иконой. Он состоит из икосов и кондаков. Кондаки — это небольшие песни, которые коротко описывают поступки и истории, связанные с Богородицей. Икосы — восхваляющие и торжественные песни, которые более подробно раскрывают событие, описанное в предшествующем кондаке.

Молитвы

Эта икона известна еще как «Непобедимая Победа». Она считается одной из главных святынь во всем христианском мире. С молитвами к Ченстоховской иконе обращаются уже много веков. Считается, что она помогла большому числу людей спастись от тяжелых форм заболеваний. Говорят, некоторые даже оставляли рядом с ней костыли, так как в них больше не было надобности.

Стоит отметить, что разделение молитвенных прошений разным иконам Богоматери — не более чем условность. В действительности, верующий человек может получить помощь, обращаясь к любой иконе. При этом существуют несколько поводов, о чем молятся Ченстоховской иконе Божией матери чаще всего. К ней обращаются с просьбами:

  • о спасении;
  • о мире между сторонами, которые враждуют между собой;
  • об исцелении от неизлечимых и тяжелых заболеваний;
  • о милосердии;
  • о благополучном путешествии;
  • о мудрости.

Вот о чем молятся иконе Ченстоховской Богоматери. Считается, что чудотворный образ способен помочь от многих напастей. Самое главное, чтобы обращение действительно было искренним.

Читайте также:  Храм Александра Невского (Барановичи): описание, фото

Существует специальная молитва Ченстоховской иконе Божией матери, которую нужно читать в храме перед ее образом:

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействуюших и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит.

Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем.

За многие века своего существования иконе причисляют множество совершенных чудес. Причем они продолжают происходить до сих пор. Каждое чудо фиксируется в специальном реестре, который хранится в монастыре.

Например, в нем содержатся сведения о семейной паре, которая на протяжении долгих лет безуспешно лечилась от бесплодия, пока врачи не вынесли окончательный вердикт: они никогда не смогут самостоятельно зачать ребенка. Знакомые посоветовали им съездить к этой иконе, видя, как страдают муж и жена.

К огромному удивлению врачей после возвращения из монастыря женщина пришла на очередное обследование, имея уже несколько недель беременности. В начале 2012 года у пары родилась девочка.

Сохранилась история об американке, которой врачи в 2010 году прогнозировали скорую смерть. По их словам, ей оставалось жить не более двух недель. Из-за тяжелого заболевания они перестала есть, даже принимать воду. Перед иконой Богородицы произошло чудотворное излечение. Через год женщина приехала в монастырь еще раз, уже совершенно здоровая и беременная.

Считается, что все эти и многие другие чудеса в монастыре творит именно эта икона. Поэтому поток паломников, которые каждый год приходят, чтобы поклониться ей, никогда не иссякает. Помогает Богородица тем, кто действительно в нее верит.

labuda.blog


Смотрите также