Какого числа праздник воздвижения креста господня


Какого числа в 2019 году отмечается Воздвижение креста Господня

Какого числа отмечается праздник Воздвижение Креста Господня в 2019 году, должен знать каждый верующий человек. Ведь это — одно из самых значимых церковных торжеств, относящихся к двунадесятым. История праздника и его становления очень интересна. Об этом далее.

Какого числа отмечается Воздвижение креста Господня

Какого числа Воздвижение Креста Господня в 2019 году, известно уже давно. Ведь дата торжества каждый год одинаковая и не зависит, как большинство церковных праздников, от наступления Пасхи.

Воздвижение Креста Господня всегда отмечается 27 сентября.

Праздник олицетворяет обретение Креста, на котором был распят Иисус Христос.

В этом году торжество приходится на пятничный день.

Читайте также: Когда отмечается Вход Господень в Иерусалим

История становления праздника

История праздника Воздвижения Креста Господня очень интересна и имеет древнее начало. Торжество установлено в честь двух важных событий:

  • в честь обретения Креста (событие произошло в IV веке);
  • в честь освобождения Креста от персов (VII веке).

После совершения величайших событий для всего человечества – прибытие Христа на землю, Распятие, Захоронение, Воскресение и Вознесение Его на небеса – Крест, на котором был убит Иисус, пропал.

 Загрузка ...

В 70 году, когда Иерусалим был разграблен и разрушен, святые места, в которых происходили все эти события, были очернены. На многих из них строились храмы для поклонения языческим богам.

Обретение Креста Господня свершилось, примерно, в 325 – 326 годах. Произошло это во времена правления императора Константина Великого.

Его мать равноапостольная Елена, по просьбе сына, отправилась в Иерусалим для того, чтобы изучить места, связанные с жизнью Иисуса Христа на земле. Также Елена надеялась, что найдёт место нахождение Креста Господня.

Существует 3 версии его обретения.

Согласно первой, Елена узнала, что Крест хранится под языческим храмом Венеры. После его разрушения в процессе раскопок было обнаружено 3 креста. Помимо этого, Елена нашла табличку с названием «Иисус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди, которые вбивались в руки и ноги Иисуса.

Для того, чтобы понять, на каком именно Кресте был распят Спаситель, Макарий – епископ Иерусалима, предложил тяжело больной женщине дотронуться до каждого из них.

После того, как она излечилась, был и обретён Крест Господний. Согласитесь, история праздника Воздвижения Креста Господнего, очень интересна.

Тогда же люди приклонились перед святыней и прославили Бога. Затем её подняли для всеобщего обозрения над головами людей.

Вторая версия гласит, что Крест был найден усилиями Протоники – супруги Клавдия I в первом веке. Затем святыня была перепрятана и обретена в IV веке.

Согласно третьей версии, Елена расспрашивала иудеев о месте нахождения Креста. Никто из них не хотел выдавать тайну, но один еврей всё же признался после долгих пыток, что Крест хранится под храмом Венеры.

Чтобы понять, какой именно принадлежал Иисусу, было предложено приложить к каждому мёртвого человека. После оживления человек принял христианскую веру, а позже стал епископом Иерусалима.

Сначала торжество отмечалось на следующий день после Пасхи. После обретения святыни Константин стал строить храмы на горе Голгофа и в месте нахождения пещеры, где был погребён Иисус Христос.

Одной из самых почитаемых является ротонда Воскресения и базилика Мартириум. Освятили их в сентябре в 335 году. Это и повлияло на становление праздника воздвижения Креста Господня.

Иконография

Что за праздник Воздвижение Креста Господня, мы уже кратко рассказали. Наверняка, многим интересно прочесть об иконе, подробно описывающей событие, произошедшее со святыней после её обретения.

На сегодняшний день существует множество иллюстраций, связанных с этим явлением. Самой распространённой является икона Воздвижения Креста Господня, датированная XV веком.

На ней видно, что вокруг Креста собралось много народа. Рядом со святыней стоит патриарх и другие святители. Также на образе можно увидеть равноапостольную Елену и её сына Константина.

В чём помогает икона Воздвижения Креста Господня, знают многие. Ведь образ помог уже огромному количеству людей исцелиться от различных болезней. Например, одна женщина после слёзной искренней молитвы излечился от страшного недуга.

А вот мужчине образ помог избавиться от сильной боли в десне. Оказалось, что это воспаление, вызванное бактериальной инфекцией. Требовалась операция. Но, помолившись перед иконой Воздвижения Креста Господня, боль ушла, а вместе с ней и воспалительный процесс.

Ещё множество чудес происходило. Одна женщина долгое время не могла забеременеть. Врачи разводили руками и говорили, что надеется ей не на что. Но она не унывала и просила Господа перед Его иконой Воздвижение Креста. Через несколько месяцев она забеременела.

Таким образом, можно сделать вывод, что икона помогает людям излечиваться от разных болезней. Главное – искренне просить и иметь глубокую веру внутри.

Читайте также: Календарь православных праздников в сентябре 2019 года

Богослужение

В день воздвижения Креста Господня проводится Литургия и Всенощное бдение. Священники в этот день облачаются в фиолетовое одеяние. Евангелие читается не в центре храма, а в алтаре.

Одним из главных событий богослужения является вынос главенствующим священником Креста. Прихожане целуют святыню, а затем каждого из них помазывают священным елеем.

Во время богослужения читается тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся…». Крест лежит на аналое до дня отдания Воздвижения – до 4 октября. В этот день священник относит святыню обратно в алтарь.

Самым главным событием является чин Воздвижения Креста. Совершается он на утрени после чтения тропаря.

Осуществляется таким образом.

  1. Священник пятикратно осеняет Крестом, возвышает святыню во все стороны света.
  2. Сначала крест направляется на восток, затем на запад, юг и север.
  3. Совершается чин пяти диаконских прошений.
  4. После каждого из прошения стократно произносится «Господи, помилуй…».

molitvy.online

Какого числа Воздвижение Креста Господня 2019 года и поздравления

Воздвижение Креста Господня является одним из двунадесятых церковных праздников. Эта дата не переходящая, торжества проводятся ежегодно в один и тот же день. Вспомним, какого числа Воздвижение Креста Господня 2019 года, расскажем историю праздника. Поговорим о традициях, церковных укладах и народных приметах.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня состоится 27 сентября. Именно этот день помнится верующими как дата обретения Креста, на котором распяли Христа. Празднику предшествует суббота и воскресенье, называемые Неделей перед Воздвижением.

Событие и история праздника Воздвижение Креста Господня

История праздника Воздвижение Креста Господня начинается в 326 году. Мать императора Константина равноапостольная царица Елена нашла крест, на котором распяли Христа. Случилось это именно в 326 году рядом с Иерусалимом около Голгофы. Предварительно враги уничтожили все возможные вещественные доказательства, и признаки места казни и Креста. Однако император Константин получил послание в виде Лика Креста перед сражением и сумел выиграть бой, а потом он понял суть наказа и решил найти Крест Господний.

На поиски отправилась Елена, мать императора. Она обошла все места, много раз ошибалась и все же нашла место, где окончил свой путь жизненный Спаситель. И тут новая загадка – всего отыскали 3 креста, который из них настоящий Крест Господень, а какие – подделка. Это было сложно, пока один мудрец не подсказал приложить поочередно реликвии к больным. Крест Животворящий исцелит. Так и вышло – наложением Креста вылечили больную женщину и воскресили умершего. Люди, которые находились рядом, уверовали в чудо и захотели сами прикоснуться, поцеловать бесценную реликвию.

Особенности праздника Воздвижения Креста Господня

В отличие от других торжественных дат православный праздник Воздвижение Креста Господня отмечается с большой радостью. Это день обретения величайшей ценности для православных. И пусть находились те, кто осуждал Христа за его поступок, принятие кары за все грехи человечества, больше страждущих и почитающих Искупителя.

Праздник является торжеством для христиан, которые верят в целительную силу Креста. Если рассуждать, что за праздник Воздвижение Креста Господня, в чем его особенность, ответ на поверхности – Крест Животворящий выносят для всех людей и Воздвигают на обозрение. Даже если не прикасаться к реликвии, горячо молиться, он обязательно поможет больным, страждущим. Поможет всем верующим, которые еще хранят надежду в сердце. Воздвижение Креста Господня – праздник, когда люди просят об исцелении не только тела, но и души. Молят об укреплении сил. Мы не знаем, что уготовано нам судьбой, и какую ношу еще придется вынести. Но пока Он с нами, пока верим – Христос поддержит и не оставит нас Своей милостью.

И даже атеисты рано или поздно оценивают всю меру мук Христовых, не понимая до конца тяготы, мы можем хоть на минутку сопоставить свою ношу и Его – Ему было намного тяжелее.

Богослужение в честь Воздвижения Креста Господня

Приходя в церковь или храм, православные сначала готовятся дома – читают молитвы. В храме проводят богослужения, молятся перед иконой Воздвижения Креста Господня. Икона помогает в искренних просьбах об исцелении, даровании потомства, покоя в душе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Песнопения и молитвы

Читают Кондак, Торпарь, текст можно произносить на старорусском или новом языке:

Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня

глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня

глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Также читают Акафист молитва Воздвижение Креста Господня:

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Где и как проводится Чин Воздвижения Креста Господня

Чин Воздвижения Креста Господня совершают на заутрене после славословия, пения тропаря, акафиста, кондака. Затем Крестом пятикратно осенят и возвысят его по сторонам света – по всем сторонам один раз и на восток дважды. Современная практика церкви предписывает, что после окончания литургии каждый собор должен совершать Чин Воздвижения Креста Господня, в монастырях, приходах – после благословения и по выбору правящего архиерея.

Греческий церковный устав предписывает проводить Чин во всех храмах без исключения.

Воздвижение Креста Господня: иконы

Воздвижение Креста Господня иконы:

Ярославль, 1861 год Новгород, XV век Примерно XVIII век Примерно середина XVIII век, палехское письмо

Народные традиции и поверья на Руси

На Воздвижение Креста Господня наблюдательные люди отметили множество примет:

  • начинать новое не надо, закончится неудачей;
  • не надо ругаться, сквернословить – негатив вернется и быстро;
  • рукоделие надо отложить;
  • открывать двери в сараях, доме не следует – на день Воздвижения звери в клубки и стаи собираются, змеи могут в дом заползти;
  • считалось, что 27 сентября – последний день бабьего лета, тепла больше не будет;
  • хозяйки после праздника доставали шубы, зимнюю одежду – перетряхивали, готовили;
  • нельзя было кушать скоромное, день постный – кто попостится, тому 7 грехов простится;
  • начинались «капустники», «кочерыжники» – можно было рубить первую капусту и разнообразить меню вкусными постными пирогами.

Молодежь устраивала «капустные вечерки» в течение 14 дней. Парни девушек присматривали, потом сватов засылали.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

Православные держат пост, потому мясо, рыба, яйца, молочные продукты под запретом. Допускалось только сдобрить кушанья растительным маслом.

Приметы

Немного примет не помешает и сегодня:

  • на дверях и оконных переплетах рисовать крестики или вешать рябину, подкладывать кресты из дерева в ясли лошадям, стойла коровам – от беды убережет;
  • купить в церкви три свечи, дома с молитвой обойти все комнаты, чтобы от беды уберечься;
  • если в день Воздвижения Креста Господня посвататься, девушка хорошей женой окажется;
  • 27 сентября считался днем, к которому пора закончить подготовку земли к весенней пахоте.

Самая главная примета, не связанная с церковью – языческая. На Воздвижение леший все зверье в лесу собирает, пересчитывает. Поэтому в лес в одиночку лучше не ходить, да и толпой тоже не надо – можно напугать зверей. Они лешему нажалуются, и он задурманит головы, заведет в гиблое место.

Поговорки о Крестовоздвиженье

Все поговорки сводятся к одному – надо попоститься, чтобы не заработать новых грехов:

  • Хоть на воскресный день Воздвижение Креста Господня, а еда – пятница да среда (постная);
  • Кто не постится, тому 7 грехов не простится.

Были поговорки про капусту: «Воздвижение Креста Господня на пороге – смекай баба про капусту, начинай рубить, капустники варить». Капустниками называли все блюда с капустой – пироги, постные голубцы с грибами, печеную капусту и многое другое.

Храмы Воздвижения Креста Господня на Руси

Поздравления с праздником Воздвижения Креста Господня будут красивее, если отправить картинки храмов, церквей. Вот несколько из них:

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве выстроен на месте церкви Надежды, Веры, Любви. Дожил до наших дней, есть особо почитаемые иконы.

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Крестовоздвиженский монастырь в Москве впервые упоминается в 1547 году. Находился на Воздвиженке, снесен в 1934 году.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке ценится старинной росписью, реставрирован в 2000 году.

Также храмы есть во многих городах России, Сызрани, Владимире, Питере.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Старообрядцы также поддерживают традицию освящать храмы в честь двунадесятого праздника. Поныне торжества отмечают общины в Самарской области, Пермском крае, Московской, Владимирской областях. Вот картинки храмов Воздвижение Креста Господня:

Крестовоздвиженская церковь Федосеевского согласия Часовня Воздвиженская, Невьянск

И еще открытки на Воздвижение Креста Господнего:

Рекомендуем к прочтению:

centro-pol.ru

Георгий Битбунов. Воздвижение Креста Господня / Православие.Ru

Событие праздника и его эортологическая динамика

Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.

По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.

Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.

Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41–54), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее обновления (то есть освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления[1].

Уже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением.

Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих записках[2]: обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

Выбор 13 или 14 сентября как эортологической даты обновления, которую в настоящее время нельзя мотивировать бесспорно, мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. Обновление можно считать христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей – одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (см.: Лев. 34: 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (данный месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время праздника Кущей. Дата праздника обновления – 13 сентября – совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Возможны соответствия между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того.

Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней[3].

По свидетельству Иерусалимского Лекционария (в армянском переводе) V века, на второй день праздника обновления Честный Крест показывали всему народу.

Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь обновления, – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или в честь Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI века, Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник обновления. Если в житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI столетии преподобным Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании обновления, но не Воздвижения, то уже в житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святителю Софронию Иерусалимскому (VII в.), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное – именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590).

При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой пятнице.

Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565)[4], автора похвального слова Кресту.

К VII веку тесная связь праздников обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция разрушена.

Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе.

Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «день обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь святого Креста 14 сентября и в новом не нуждался»[5].

Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней”»[6].

Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах иерусалимской редакции и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквях сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство»[7].

Праздник в православном богослужении

Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе Иерусалимского Лекционария главным праздником остается обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс. 64; 1 Тим. 3: 14–16; аллилуиарий со стихом из Пс. 147; Ин. 10: 22–42), что и накануне.

Грузинская версия Лекционария (V–VII вв.) содержит такие сведения: праздник обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В 3-м часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин воздвижения святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс. 27; чтения (Притч. 3: 18–23; Ис. 65: 22–24; Прем. 14: 1–7; Иез. 9: 2–6; 1 Кор. 1: 18–25; аллилуиарий со стихом из Пс. 45; Ин. 19: 16b–37), которые заимствованы из службы Великой пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение даров – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс. 97). Примечательно, что праздник обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по обновлении.

В Иадгари (грузинском переводе иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII–IX веков, праздник Воздвижения числится вторым днем восьмидневного торжества в честь обновления иерусалимских церквей. Большое количество песнопений, посвященных святому Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник.

После X века древняя иерусалимская традиция уступила место константинопольской.

В Царьграде праздник обновления церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме – по вполне объективным причинам. Вместе с тем все возрастающее почитание Честного Древа Креста Господня сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник обновления.

По различным спискам Типикона Великой Церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII веков, праздник обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник Воздвижения 14 сентября, напротив, представляет собой пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства – 10–13 сентября и день праздника – 14 сентября.

Поклонение Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября – женщины. Обряд совершался между утреней и полуднем.

13 сентября на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, то есть 6-го, гласа.

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось большой торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением трех паремий (Исх. 15: 22–26; Притч. 3: 11–18; Ис. 60: 11–16; каждую из них предваряют прокимны – из Пс. 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни положен тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя».Также служится паннихис – краткая вечерняя служба накануне праздников и особых дней. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»), к Пс. 50 припевали не один, а шесть тропарей. После великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Ее антифоны отменялись, сразу пелся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое. Чтения литургии таковы: прокимен из Пс. 98; 1 Кор. 1: 18–22; аллилуиарий со стихами из Пс. 73; Ин. 19: 6b, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс. 113.

Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память священномученика Симеона, сродника Господня, со своим последованием.

Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX–XII веках, когда большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского Устава. Корпус песнопений Воздвижения в разных его редакциях в целом один и тот же. Праздник имеет предпразднство и попразднство. Литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой Церкви. Но наблюдаются и отличия. Так, первая паремия праздника на вечерне (Исх. 15: 22–26) обычно увеличивается на два стиха – до 16: 1. Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф. 10: 37–42) читается на один стих больше – вплоть до 11: 1. Апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено: 1 Кор. 1: 18–24. И, конечно, из константинопольской традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене.

Вслед за Типиконом Великой Церкви во многих рукописях и изданиях Иерусалимского Устава в неделю по Воздвижении отмечается память священномученика Симеона. Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на литургии, но некоторые памятники, например «Чиновник московского Успенского собора» 30-х годов XVII века, предписывают петь более полно последование священномученика.

Во многих Иерусалимских (и Студийских) Типиконах 14 сентября указывается память кончины святителя Иоанна Златоуста. Но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе две торжественные службы. Так, в южно-итальянских редакциях Студийского Устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.

В продолжение темы о Студийском Типиконе нужно отметить, что в многочисленных его вариантах богослужение праздника Воздвижения совершается по праздничному чину. На вечерне бывает вход и читаются паремии, состав которых, как и литургийных чтений, совпадает с указаниями Устава Великой Церкви. На утрене полагается чтение из главы 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевшее»[8].

На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим. В день праздника установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу, то есть без разрешения рыбы. Эортологический цикл включает в себя также один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября), отдание – 21 сентября.

Чин воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения

Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.

После события обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения (обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин воздвижения Креста.

Типикон знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования – локальных и хронологических. Н.Д. Успенский полагает: «Многообразие чинов воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения Креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения»[9].

Так, уже в Иерусалимском Лекционарии V века, сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися.

В грузинском переводе Лекционария, отражающем практику V–VII веков, чин воздвижения Креста описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на святом престоле. Сам чин включал в себя три воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». После третьего воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на святой престол и начинали Божественную литургию.

По крайней мере, к VI веку чин воздвижения Креста уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 году, говорит о третьем воздвижении, что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина[10].

Согласно послеиконоборческому Типикону Великой Церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Святой Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй»; это повторялось трижды.

В Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на константинопольском кафедральном кодексе, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть. Вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света)[11].

В Иерусалимском Уставе, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное «Господи, помилуй». Кроме того, согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь – приблизительно на 18 сантиметров.

В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века был изменен порядок осенения сторон света во время чина[12]: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.

Святоотеческая экзегеза праздника

На утрене или на всенощном бдении Воздвижения в византийских монастырских Типиконах в патристических Лекционариях предписывается читать одно или несколько из следующих святоотеческих творений: святителя Иоанна Златоуста, епископа Севериана Габальского (кон. IV – нач. V вв.), святителя Василия Селевкийского (V в.), Александра Монаха (VI в.), преподобного Андрея Критского (VIII в.), фрагмент о явлении Креста равноапостольному Константину и об обретении Креста, известный в целом ряде версий.

В неделю по Воздвижении в некоторых списках Иерусалимского Устава указывается чтение ороса VI Вселенского Собора.

Смысловым центром святоотеческой экзегезы, сопряженной с рассматриваемым праздником, безусловно, становится благоговейное почитание Креста: «Кресте Христов – прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира! Кресте Христов… защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Управи рабов твоих в мире и твердой вере. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе, Господе нашем» (преподобный Феодор Студит)[13].

Праздник в дохалкидонской и западной традициях

Поначалу в западной традиции Воздвижение не имело статуса самостоятельного праздника и отмечалось лишь как поклонение Кресту, дополняющее традиционную римскую память священномучеников Корнилия Римского и Киприана Карфагенского, приходящуюся на 14 сентября[14]. Постепенно празднование становилось более торжественным.

Понтификальное богослужение праздника предполагало показ народу и поклонение реликвии Креста. Уже в VII–VIII веках обряд, независимо от папского, сложился в римских титульных Церквях. Праздник со временем был включен в литургический календарь, а поклонение реликвии сменилось поклонением изображению Креста.

В Сакраментариях и Миссалах приводится ряд молитв для мессы на Воздвижение. В качестве чтений избираются Флп. 2: 5 (или 8) – 11 или Кол. 1: 26–29 и Мф. 13: 44, либо Ин. 3: 15 (или 16), либо Ин. 12: 31–36. Чтения Тридентского Миссала следующие: Флп. 5: 8–11 и Ин. 12: 31–36; а новейшего – Флп. 2: 6–11 и Ин. 3: 13–17.

В день Воздвижения совершалось поклонение Кресту, состоявшее из молитвы и целования Креста, аналогичных поклонению Кресту в Великий пяток.

В галликанском и испано-мосарабском обрядах вместо праздника Воздвижения был известен праздник обретения Креста 3 мая, о чем существует самое раннее в латинских источниках упоминание в Силосском Лекционарии, возникшем около 650 года. Сакраментарий Геласианский имеет в некоторых своих списках указания на праздники святого Креста и обретения святого Креста – так же, как и Григорианский Требник. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаженному Иерониму, но восходящего в древнейших списках к середине VII столетия, где этих праздников то нет вовсе, то они наличествуют оба, то в более поздней редакции сохранено только 3 мая (как и в месяцеслове Беды (VIII века) и в Падуанском Сакраментарии IX века).

Таким образом, тогда как праздник возвращения святого Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII веке, 14 сентября становится впервые известно под именем «Воздвижения Креста» (exaltatio Crucis) лишь в VIII веке, и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII веке)[15]. Ср.: «праздник 3 мая имеет римское происхождение и старше праздника 14 сентября»[16].

Нужно указать также, что в некоторых Церквях, например, в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI веке. Окончательная кодификация празднования события воздвижения Креста произошла только в 1570 году.

Иконография праздника

Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.

В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне святитель Иоанн Златоуст. Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета.

Обряд воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сценепоявляются только в палеологовскую эпоху[17] (см. роспись монастыря святого Креста близ Платанистасы на Кипре, 1494).

В русских иконах ХV–ХVI столетий изображение воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит патриарх с под­нятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (кон. XV в.).

Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии).

pravoslavie.ru

Какого числа Воздвижение Креста Господня в 2019 году? - Православный журнал "Фома"

Вопрос читателя:

Какого числа Воздвижение Креста Господня в 2019 году?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Воздвижение Креста Господня в 2019 году отмечается 27 сентября. Это непереходящий праздник, и каждый год он приходится на одно и то же число.

В этот день христиане обращаются к воспоминанию не только евангельских событий, но и к более поздней церковной истории. Крест, на котором был распят Христос, долгое время был утерян, и лишь в 325-326 годах римская императрица Елена отправилась в Иерусалим и обнаружила Святыню. Часть ее она привезла в Константинополь, а часть – оставила на Святой Земле, где через 10 лет после чудесного обретения Креста ее сын император Константин построил храм в честь Воскресения Христова. Следующий после его освящения день и вошел в церковный календарь как праздник почитания Голгофского Креста, ставшего орудием Спасения человечества. В VII веке в этот же день стало праздноваться также возвращение Святыни из 14-летнего персидского плена.

Воздвижение Креста Господня – двунадесятый, то есть один из двенадцати основных после Пасхи православных праздников, но по уставу в этот день положен строгий пост.

Вечером, на Всенощном бдении, как и на Крестопоклонной неделе Великого поста и в праздник Изнесения Креста Господня, из алтаря для поклонения выносится Крест. Весь период попразднества Воздвижения, который длится семь дней, Крест находится на середине храма, и возвращается в алтарь только 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото: Купол парусный; Италия. Равенна; V в.; местонахождение: Италия. Равенна, мавзолей Галлы Плацидии. ruicon.ru

(2 votes, average: 5,00 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Воздвижение Креста Господня 2019 - 27 сентября, пятница

Воздвижение Креста Господня в 2019 году:

27 сентября, пятница

Другие названия: Воздвижение, Воздвиженье; Здвиженье; Вздвиженьев день; Вырий; Ставров день; Третьи осенины; Битва правды и кривды; Капустницы; Змейник осенний,

27 сентября широко отмечается важная для православных христиан дата — Воздвижение Креста Господня, почитаемого в религии как важнейшей реликвия, свято хранимой человечеством. Торжество соединяет в себе благоговение, благодарность Иисусу за подвиги при жизни его и скорбь о перенесенных Мессией страданиях во имя всего рода людского.

В простонародье дату называют и иначе — Вздвиженьев день, Третьи Осенины или Капустницы. Считается, что в канун торжество работать не стоит, поскольку любой труд не принесет положительного результат и окажется напрасным. Исключением является традиционная рубка капусты, давшая название празднеству, однако, это занятие носит больше развлекательный характер.

История памятного дня

На древе Истинного Животворящего Креста был казнен через распятие Христос, помазанник и сын Божий. Он принял мучительную смерть, вознесся грехи всего рода людского и даруя им прощение.

Обретение реликвии датируется 4 веком и присваивается императрице Елене, матери Константина Первого Великого, приехавшей в Палестину с паломническими целями. Сопровождал ее местный иерусалимский архиерей Макарий, который вместе с равноапостольной обнаружил пещеру Господня Гроба и три креста, находящихся неподалеку. Определить подлинность атрибута удалось на практике, когда болезная женщина чудом получило исцеление от хвори. Вместе с этим другое предание гласит, что Крест помог воскресить умершего, которого несли для погребения по улице.

Из путешествия Елена привезла в Константинополь гвозди и часть древа. По возвращению она обозначила территориальное расположение мест, где жил и странствовал Иисус, и основала там более 80 церквей. В самом Константинополе по приказу властвующего императора Константина воздвигли храм во имя Христова Воскресения. Сооружение строили почти десятилетие и святая Елена умерла, не дожив до его освящения. Обряд провели 13 сентября 335 года, а следующий за ним день (по старому стилю - 14, по новому - 27 сентября) решено было утвердить религиозным праздником Воздвижения Креста Господня.

Обычаи празднования на Руси

С Воздвижения начинается двухнедельный период вечерок, так называемых капустников. Проходило это мероприятие в большей степени в деревнях и селениях. Юные девушки наряжались в свои лучшие одежды и сходили дружной компанией из дома в дом с веселыми песнями да плясками. Остановившись в одной из хат хозяюшки приступали к рубке капусты, из которой затем делали блюда, составляющие основу праздничного стола. На праздник приглашали парней — завидных сельских женихов,- которые присматривали себе будущих жен и оценивали их трудолюбие и красоту. В этот же день одинокие совершали обряды гадания и пытались привлечь любовь, читая специальные заговоры.

Христиане встречают торжество поклоняясь великому Кресту и организую массовые ходы с иконами, которые традиционно сопровождаются молитвами и песнопениями. Тогда же блюдут строгий пост. Верят, что соблюдающий запрет снимет с себя 7 смертных грехов, совершенных за прошедший год, а поддавшийся искушению и пост отвергнувший наоборот, грехи обретет.

В качестве усиления защиты от злых духов проводили специфический ритуал. В укромных уголках дома рисуют импровизированные кресты при помощи угля, сажи, мела или крови умерщвленного животного. Те, кто не имеет подобной возможности, мастерит атрибуты из рябиновых веточек. Так удастся уберечь себя и своих близких от бед, привлечь удачу и высокую урожайность посевов.

Какого числа Воздвижение Креста Господня в 2020, 2021, 2022 году

Будущие события и праздники

День Веры, Надежды и Любови

calend.online

Воздвижение Креста Господня 2019 - 27 сентября, пятница

Воздвижение Креста Господня в 2019 году:

27 сентября, пятница

Другие названия: Воздвижение, Воздвиженье; Здвиженье; Вздвиженьев день; Вырий; Ставров день; Третьи осенины; Битва правды и кривды; Капустницы; Змейник осенний,

27 сентября широко отмечается важная для православных христиан дата — Воздвижение Креста Господня, почитаемого в религии как важнейшей реликвия, свято хранимой человечеством. Торжество соединяет в себе благоговение, благодарность Иисусу за подвиги при жизни его и скорбь о перенесенных Мессией страданиях во имя всего рода людского.

В простонародье дату называют и иначе — Вздвиженьев день, Третьи Осенины или Капустницы. Считается, что в канун торжество работать не стоит, поскольку любой труд не принесет положительного результат и окажется напрасным. Исключением является традиционная рубка капусты, давшая название празднеству, однако, это занятие носит больше развлекательный характер.

История памятного дня

На древе Истинного Животворящего Креста был казнен через распятие Христос, помазанник и сын Божий. Он принял мучительную смерть, вознесся грехи всего рода людского и даруя им прощение.

Обретение реликвии датируется 4 веком и присваивается императрице Елене, матери Константина Первого Великого, приехавшей в Палестину с паломническими целями. Сопровождал ее местный иерусалимский архиерей Макарий, который вместе с равноапостольной обнаружил пещеру Господня Гроба и три креста, находящихся неподалеку. Определить подлинность атрибута удалось на практике, когда болезная женщина чудом получило исцеление от хвори. Вместе с этим другое предание гласит, что Крест помог воскресить умершего, которого несли для погребения по улице.

Из путешествия Елена привезла в Константинополь гвозди и часть древа. По возвращению она обозначила территориальное расположение мест, где жил и странствовал Иисус, и основала там более 80 церквей. В самом Константинополе по приказу властвующего императора Константина воздвигли храм во имя Христова Воскресения. Сооружение строили почти десятилетие и святая Елена умерла, не дожив до его освящения. Обряд провели 13 сентября 335 года, а следующий за ним день (по старому стилю - 14, по новому - 27 сентября) решено было утвердить религиозным праздником Воздвижения Креста Господня.

Обычаи празднования на Руси

С Воздвижения начинается двухнедельный период вечерок, так называемых капустников. Проходило это мероприятие в большей степени в деревнях и селениях. Юные девушки наряжались в свои лучшие одежды и сходили дружной компанией из дома в дом с веселыми песнями да плясками. Остановившись в одной из хат хозяюшки приступали к рубке капусты, из которой затем делали блюда, составляющие основу праздничного стола. На праздник приглашали парней — завидных сельских женихов,- которые присматривали себе будущих жен и оценивали их трудолюбие и красоту. В этот же день одинокие совершали обряды гадания и пытались привлечь любовь, читая специальные заговоры.

Христиане встречают торжество поклоняясь великому Кресту и организую массовые ходы с иконами, которые традиционно сопровождаются молитвами и песнопениями. Тогда же блюдут строгий пост. Верят, что соблюдающий запрет снимет с себя 7 смертных грехов, совершенных за прошедший год, а поддавшийся искушению и пост отвергнувший наоборот, грехи обретет.

В качестве усиления защиты от злых духов проводили специфический ритуал. В укромных уголках дома рисуют импровизированные кресты при помощи угля, сажи, мела или крови умерщвленного животного. Те, кто не имеет подобной возможности, мастерит атрибуты из рябиновых веточек. Так удастся уберечь себя и своих близких от бед, привлечь удачу и высокую урожайность посевов.

Какого числа Воздвижение Креста Господня в 2020, 2021, 2022 году

Будущие события и праздники

День Веры, Надежды и Любови

calend.online


Смотрите также