Когда освящают яблоки на преображение


В день праздника Преображения Господня принято освящать плоды – яблоки и виноград

19 августа православные христиане празднуют Преображение Господне.

В христианстве сохранилась традиция освящать на Преображение плоды нового урожая. На Руси по традиции это были яблоки. Церковь благословляет их, потому что благословляет всякий честный труд человека, но кроме того, освящение даров природы именно в день Преображения имеет глубокое символическое значение.

Откуда пошли эти традиции и насколько они связаны с сутью самого торжества?

Почему на Преображение освящаются яблоки, виноград и прочие плоды

Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

Преображение Господне в народном календаре славян – один из первых праздников урожая.

До Преображения практически повсеместно запрещалось употреблять в пищу плоды нового урожая: яблок, многих овощей, винограда и др.

В день праздника хозяева приносили в церковь колосья пшеницы и семена нового урожая; над ними читались молитвы; их кропили святой водой. К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

Часть освященной пищи отдавали нищим («На второй Спас и нищий яблочко съест»), часть — жертвовали церкви, а семена и колосья часто оставляли до следующего урожая, чтобы именно этими зернами начать сев.

Обычай освящать плоды — древний.

Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. Правиле:

«Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения».

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 (19) августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград — приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей» (и плодов).

В России праздник Преображения известен под названием «Второй», или «Яблочный» Спас. Это связано с наиболее строгим запретом на употребление яблок, впервые освящаемым именно на Преображение. Известны многочисленные поверья, объясняющие и комментирующие этот запрет.

Считали, в частности, что св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает души умерших детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушала запрет, ее ребенок лишался яблока, поэтому запреты этого дня наиболее строго соблюдались матерями, у которых когда-либо умерли дети. После освящения яблок в церкви ими разговлялась вся семья.

На Русском Севере на Преображение справляли «гороховый день»: празднично одетые люди шли на гороховое поле, разговлялись молодым горохом, угощали друг друга и поздравляли с урожаем.

У южных и западных славян Преображение считался днем, с которого начинался сбор винограда; после освящения винограда в церкви его разрешалось употреблять в пищу.

Освящение плодов 6 (19) августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой Неделе человек утверждается церковным благословением плодов.

Кроме яблок и винограда, в церковь берут груши, сливы, персики, овощи, хрен, соль и хлеб. В корзинку можно положить мед, полевые цветы и пучок колосьев ржи и пшеницы, таким образом прославляя богатство природы.

Нельзя брать с собой для освящения мясные блюда, алкоголь, деньги и другие материальные ценности.

Молитвы на благословение первых плодов и овощей

На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника.

Молитва на благословение первых плодов и овощей

«Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (ими) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Молитва над всяким плодом

«Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя пользование творении Твоими, Сам благослови предлежащия плоды сия словом Твоим, молимся Тебе, милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

ftimes.ru

Освятите себя, как яблоки Божии, как урожай для Христа

Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Мф. 17: 1—9

Протоиерей Александр Абрамов

Христос поднимается с ближайшими Своими учениками на Фаворскую гору и собеседует с двумя пророками, Моисеем и Илией. И во время этого разговора Он предстает перед учениками с лицом, сияющим, как солнце. Не находит богатейший церковнославянский язык другого слова, кроме как сказать, что Христос является преобразившимся. В этом же ряду слова «солнце», «свет», «сияние». Но какой свет и какое сияние, остается для нас неясным до тех пор, пока Христос не захочет этого открыть Своим людям в Царствии Небесном.

Ясно, что это сияние не ослепляющее, этот свет не жгучий. Это преображение не имеет ничего общего с желанием потрясти внимание и волю людей, видевших его. Христос запрещает ученикам — Он так делает в очень немногих предельно важных случаях — об этом рассказывать. И все это случается перед тем, как Ему войти в Иерусалим на вольные страдания. И песнопение церковное поясняет нам, что Он это делает для того, чтобы ученики могли, насколько они вместят, почувствовать славу Божию перед тем, как они увидят предельное уничижение Христово1.

Христос уничижается, распинают человека из плоти и костей, но не следует обманываться, и об этом очень ясно говорится в песнопениях Великой Пятницы: «Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте, гробу предасте, но властию Своею воскресе. Не льститеся, иудее: Той бо есть, Иже в мори спасый, и в пустыни питавый. Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови».

А мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим

Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на то, как преломляется в церковном богослужении событие Преображения Господня. Можно было бы ожидать — поскольку речь идет о свете, о яркости, о вспышке, которая ученикам дала возможность совершенно по-новому взглянуть на личность Спасителя, — можно было бы ожидать сегодня освящения свечей или чего-либо иного, связанного с освещением, относящегося к идее света. Церковь реагирует неожиданно приземленно, как многие считают. Освящаются плоды нового урожая — виноград, яблоки, какая-то немудреная снедь с грядки.

И вот здесь будто бы получается зазор: такое великое, богословски глубочайшее и страшное событие, а мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим, и их кропят святой водой. И кто так думает, проходит мимо очень существенного в христианском миропонимании.

Преображение Господне, следующая за ним Пасха, прощение роду человеческому, Новый Завет с народом Божиим означают, что больше нет вещей важных и неважных, малозначительных и существенных, высоких и низких.

Человек всегда, в силу своей склонности к упрощению, всегда тянет Бога вниз: сделай это для нас благословленным, то разреши. Слава Богу, что нас Господь не слушается. Потому что если бы слушался, то вся наша жизнь состояла бы в разворачивании кульков с теми или иными веществами, которые нам нужно, чтобы Бог благословил, а то мы их съесть не сможем. Или съедим и осквернимся. Абсолютно ветхозаветное представление о роли Бога в человеческой истории. Да мне кажется, что и ветхозаветные старцы над таким пониманием давным-давно поднялись ко времени Спасителя. Это мы только запоздали на тысячелетия с нашими мешочками и требованиями к Богу что-нибудь благословить, уже даже не важно что и не ясно почему.

Фото: tatmitropolia.ru

Освящение плодов первого урожая, которое сегодня совершается, — это желание Божие, чтобы все в твоей жизни было свято. Оставь, человек, твое пугливое, немыслимое в Царстве свободы Христовой, опасение что-нибудь не то сделать или съесть.

Идешь ты вверх, и на каком-то этапе Господь говорит праведным Своим: праведнику закон не лежит2. Никакие требования уже не распространяются на него, потому что все исполнено. И первым — Христом Спасителем.

Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии

Сегодня мы с вами освящаем яблоки, и на них отблеск Преображения Господня. На всем отблеск Преображения Господня. Даже на нас, бессмысленных и бестолковых, не отдающих себе отчета в том, что Христос с нами желает сотворить при нашем согласии. Но все равно и на сознании нашем, и на воле, и на образе действия есть отблеск Преображения.

Важно освятить яблоки. Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии. Как урожай для Христа. Не потому, что Он эти яблоки будет есть. А потому, что Он растит нас. Потому что это единственный случай, уверен, в истории Земли, когда Небесный Земледелец для того, чтобы Свой народ, Свой урожай, Свой удел сберечь, отдает Себя. Лишь бы виноградник Его не был разрушен, поруган, уничтожен.

Когда совершается архиерейская служба, епископ выходит на амвон и произносит молитву: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя»3. То есть: «Господи, приди и увидь. И не оставляй Свой виноградник, который Ты Сам Своей рукой насадил».

Мы растем рядом: виноград земной, рукой человеческой насаженный, и виноград небесный — то есть все мы, люди Божии. Все мы нуждаемся в благословении, все мы в свое время должны стать урожаем Божьим. В Преображении нам Спаситель показывает, что в этом винограднике возможна жизнь без сорняков, яркая, чистая, светлая, новая. Преображенная.

1«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние» (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 7).

2Праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым (1 Тим. 1: 9).

3Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя (Пс. 79: 15—16).

www.pravmir.ru

Для чего на Преображение освящают яблоки?

Яблочный Спас в 2018 году — на какое число выпадает этот праздник? Для чего освящают яблоки на Преображение Господне? Читайте об этом в нашей статье!

Яблочный Спас в 2018 году

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот   псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее   — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил,   что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег»

СОВПАДЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРАЗДНИКОВ

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

www.pravmir.ru

19 августа верующие идут в храм для освящения летних даров

19 августа православные верующие отмечают один из самых больших церковных праздников – Преображение Господне. В народе он больше известен, как Яблочный Спас.

Что кроме яблок можно приносить в этот день на освящение в храм?

На праздник Преображения Господня верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая. На востоке к этому времени поспевает виноград, а на Руси издавна принято приносить яблоки, отчего и произошло народное название праздника — Яблочный Спас. Можно также приносить и груши, сливы, персики – любые фрукты и даже овощи, выращенные в саду или на огороде.

Обычай приносить Богу «начатки плодов» берет свое начало в Ветхом Завете. Во время иудейского праздника кущей следовало приносить в Храм Иерусалимский первые плоды нового урожая. Начиная с первых веков, христиане также приносили в храм первые плоды. В первую очередь это был виноград, из которого приготовляли вино для Евхаристии.

На Руси этот день повсюду считается праздником урожая и плодов земных. Издавна было принято воздерживаться от вкушения плодов нового урожая до его освящения, то есть до праздника Преображения. В старопечатных богослужебных книгах содержится прямой запрет на вкушение винограда до этого праздника. Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки. Соответственно, и вкушать их начинали только после 19 августа.

Смысл освящения плодов на Преображение

Освящение плодов 19 августа имеет таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие.

Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

В день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи — и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Обычай освящать плоды — древний. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете, по Закону Моисееву:

“Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19); “Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику” (Лев. 23, 10); “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих” (Притч. 3, 9).

Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле, 25-м правиле Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов.

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 19 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.

Преображение Господне 2019, что можно и нельзя делать

В последний месяц лета соблюдают Успенский пост (14-27 августа), потому не рекомендуется готовить много блюд. Допускается употребление рыбы и вина. Можно приготовить постный яблочный пирог и варенье, напиток из яблок. С 19 августа начинается период, когда люди делают заготовки на зиму, в т. ч. из яблок.

Полезно будет проследить за погодными условиями: если на улице сохраняется приятная погода, скорее всего, зима будет снежной, но не холодной. В этот церковный праздник не применяются особые запреты.

Считается, что нельзя грустить, ведь праздник радостный, способствующий добрым делам. Ни на кого не злитесь и не ссорьтесь, иначе все плохое к вам обязательно вернется в двойном объеме. Касательно работы по дому, можно работать только в саду и на кухне.

Съешьте освященное яблоко, загадав желание. Наши предки верили, что заветным желаниям, загаданным в Яблочный Спас, суждено сбыться, т. к. вера человека объединяется с силой природы.

pronedra.ru

Преображение Господне — яблочный Спас

Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мгкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август.

И. С. Шмелев. «Лето Господне»

Праздник Преображения Господня называют также яблочным Спасом. В этот праздник благословляются и освящаются яблоки и другие плоды. В рассказе В. А. Никифорова-Волгина «Яблоки» читаем: По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения. — Вся земля стоит на благословении Господнем, — объясняла мать, — в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу — березку, на Илью Пророка — рожь, на Преображение — яблоки и всякий другой плод. Есть особенные Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мед и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени. Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землею и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!

Каждый праздник в православной церкви имеет свой неповторимый колорит. И только невнимательный глаз не заметит различия в убранстве храма, в облачених священнослужителей, в цветах одежды воцерковленных прихожан в каждый из церковных праздников. А в праздник Преображения Господня яблоки, во множестве разложенные для освящения на столике возле кануна , явлются самым ярким признаком праздника.

Доминирующим цветом праздника Преображения Господня является белый цвет. Он и в облачениях священника и в покрывалах на аналое и в косынках прихожанок. Да и какой другой цвет мог бы лучше символизировать этот праздник?

О самом Преображении Господнем читаем у евангелиста Луки: Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоящих с Ним.

Вот этот-то белый свет, просиявший на горе Фавор и показавший ученикам Спасителя Божественную Его природу, и стал цветом и символом праздника Преображения Господня.

В своей проповеди на литургии отец Андрей особое внимание уделил незначительной, на первый взгляд, детали события, описанного евангелистом Лукой, — сну учеников Спасителя. Отец Андрей подчеркнул важность бодрствования не только во времена апостольские, но и особую важность духовного бодрствования в наше время, когда каждый день на нас обрушивается поток лживой информации, в которой грех и зло объявляются нормой жизни. Духовное бодрствование в наше время требует определенного мужества для того, чтобы различить добро и зло, не проспать момент выбора между ними и твердо отвергнуть зло, какими бы доводами ни прикрывалось оно.А для этого православный человек не может позволить усыпить свою совесть, не может позволить себе теплохладности и равнодушия к происходяшему вокруг.

Праздничная литургия продолжается. Вот и Великий вход. Скоро начнется причащение. На протжении литургии хор неоднократно поет преображенский тропарь: Преобразился еси на горе, Христе Боже, Показавый ученикам Твоим Славу Твою, якоже можаху; Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе

Первые причастники уже готовятся к принятию Святых Христовых Таин

В конце литургии совершается освящение яблок и других плодов. Это самая зрелищная часть праздничного богослужения, и в храме чувствуется большое оживление среди прихожан. Все стремятся встать поближе к месту освящения. В начале освящения проводится каждение места освящения и благодатных даров Божиих.

Затеплются свечи, которые прихожане размещают между освящаемыми яблоками.Во времена первых христиан в Византии в этот праздник освящались виноград и колосья пщеницы. В наше время в православных храмах России освящаются, в основном, яблоки — виноград у нас не растет. Однако прихожане приносят и виноград и другие плоды, ведь после освящения благословляется также и вкушение этих плодов. В строгий Успенский пост.разрешение на вкушение налившихся спелым соком яблок и других плодов радует каждого православного человека.

Священник читает молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних.

Начинается окропление освященной водой. Во все время освящения яблок в храме царит веселое оживление. Капли освященной воды попадают и на яблоки и на лица прихожан и всех радуют эти искрящиеся потоки брызг. Веселое оживление среди прихожан сопровождает окропление яблок.

Праздник Преображения Господня всегда был любимым и радостным церковным праздником в России. Вот как об этом пишет И. С. Шмелев: В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело, — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть, уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

В праздник Преображения Господня никто из прихожан не уходит их церкви без яблок. Даже если ты не принес яблок для освящения, тебя обзательно угостят другие прихожане. Это давний обычай этого праздника. А как же иначе? — общий праздник, общая радость, которой хочется поделитьс с другими

С радостью и миром в душе прихожане завершают этот яркий, наполненный теплом и солнечным светом уходящего лета, праздник. В этот праздник каждая православная душа стремится к светлому преображению.

После завершения литургии в храме совершается еще водосвятный молебен. В ходе его освящается вода, читаются записки о поминовении.

Хор спускается с клироса и располагается среди прихожан. Во время молебна к хору присоединяются ученики воскресной школы, которые получают первые навыки церковного пения. Как бы ни сложилась будущая жизнь этих детей, семена православия дадут благодатные плоды в их душах.

В православной церкви празднуются три праздника, которые называют Спасом. Первый Спас — медовый, о котором уже рассказывалось на страницах нашего сайта. Второй Спас — яблочный, рассказ о нем помещен на этой странице. Есть еще один праздник, который называют ореховым Спасом. Он празднуется поле Успения Пресвятой Богородицы. Эти три праздника как-бы подводят итог лета. На них благословляются плоды нелегкого летнего труда человека — благодатные дары Божии.

verbilki.prihod.ru

Георгий Битбунов. Преображение Господне / Православие.Ru

Событие праздника и его эортологическая динамика

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”»[1].

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: « К 6 августу, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш».После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне»и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

pravoslavie.ru


Смотрите также