Образ в истории ярослава мудрого


Образ Ярослава Мудрого в летописях и романе П. Загребельного «Чудо»: сравнительный аспект

В статье анализируется специфика отражения образа Ярослава Мудрого в украинских летописях и романе П. Загребельного «Чудо», обращается внимание на роль домысла в воспроизведении характера персонажа, особенности полемики автора с историей.

Ключевые слова:роман, летопись, документальность, домысел, князь, история.

Keywords:novel, Chronicle, Documentary, speculation, Prince story

Постановка проблемы. Исторические летописи как основа произведений П. Загребельного, роль в них художественного домысла, обусловливающие специфику интерпретации писателем исторических фигур, сейчас остаются практически не исследованными, только упомянутыми обзорно в трудах. Этим и обусловлена ​​актуальность нашего исследования.

Анализ актуальных исследований. Художественное осмысление образа Ярослава Мудрого анализировали такие исследователи, как В. Дончик, М. Слабошпицкий, В. Панченко, А. Толочко, В. Фащенко и др.

Цель статьи — сравнить воссоздания образа Ярослава Мудрого в украинских летописях и романе П. Загребельного «Чудо», раскрыть роль художественного домысла.

Изложение основного материала. Для достоверного воссоздания образа князя Ярослава Мудрого П. Загребельный обращался к конкретным историческим источникам, в частности летописям времен Киевской Руси.

Известно, что Ярослав, когда стал Киевским князем, не сразу получил возможность править мирно, потому что после того, как он убил Святополка, его противостояние с родственниками не закончились. В романе «Чудо» подробно описано конфликт Ярослава со своим двоюродным братом — новгородским посадником Коснятином, о чем в «Повести временных лет» упоминаний нет. Однако этот конфликт имеет историческую основу. Как отмечает П. Толочко, упоминания об этой ситуации есть в Софийской первой летописи: «Коснятинъ жє бяшє тъгда Новћгородћ, и разгнєвася на нь Ярославъ, и поточи и Ростову; на третьє жє лћто повєлћ убити в Муромћ, на Оцћ рћцћ» [цит. по п.4, с.106].

Подробнее об этих событиях находим в Новгородской первой летописи, где рассказывается, что на место Коснятина, которого посадили, Ярослав назначил князем своего сына Владимира. Причины гнева князя на новгородского посадника неизвестны. Историки только подают определенные предположения, но факты для их подтверждения не приводят.

П. Загребельный в романе «Чудо» художественно домысливает строки летописи. Он считает, что толчком к конфликту послужило то, что Ярослав назначил новгородским князем на место Коснятина своего новорожденного сына Владимира. Киевский князь жестоко поступил по отношению к своему родственнику, который помог ему стать правителем Руси. И писатель доказывает, что Ярослав не хотел наносить Коснятину такого удара, но должен заботиться прежде всего об интересах, единстве и могуществе государства и прочности единой княжеской власти, которая была необходима для этого. А отдать Новгород непокорным Добриничам — значило потерять его, нарушить целостность государства и вызвать междоусобные войны. «Государство держится устоявшимся строем. Раздавал князь Владимир земли своим сыновьям — раздавай и ты. Чужого не допускай. Сегодня он изрубит твои лодьи, как тогда Коснятин, а завтра вознамерится срубить и твою голову» [1, с.461].

Коснятин был оскорблен, пытался запугать Ярослава, сообщив последнему правду об убийстве его брата Глеба. Ярослав, узнав о своей невольной причастности к гибели брата, которого, как оказалось, убили варяги (охранники Ярослава) по приказу Коснятина, приказал схватить бывшего посадника, посадить в темницу и отправить в Ростовскую землю, чтобы никто не узнал правду о смерти Глеба и причастности к ней Ярослава.

Наконец, Ярослав «сел на киевском престоле, кажется, твердо и навсегда» [1, с.474]. В «Повести временных лет» говорится, что этот период мира и спокойствия на Руси князь использовал для строительства городов, церквей, монастырей, развития Киева, развития образования. Этому отводится определенное место и в романе «Чудо» П. Загребельного, но автор значительно расширяет летописные сведения прежде всего не столько благодаря домыслу фактов и событий, сколько проникновению во внутренний мир Ярослава, мотивации его поступков, показа психологии персонажа, дает возможность посмотреть на фигуру Ярослава совсем по-другому, чем это позволяют исторические источники.

Ярослав Мудрый в романе — личность с богатым внутренним миром, правитель, любит спокойную жизнь, книги и беседы с образованными людьми и священнослужителями, но, чтобы выживать и побеждать, вынужден научиться владеть мечом, убивать, быть жестоким. После долгой борьбы с братьями Ярослав, не любивший насилия с детства, окончательно возненавидел войны. Поэтому время своей власти князь использовал не для завоевания новых земель, походов и сражений, как это делали его отец и дед, а для развития и благоустройства государства, развития образования и культуры. «Голова, накрытая шлемом, отвыкает думать. Возненавидел Ярослав за эти годы походы и сражения, никогда не любил военного ремесла, а теперь и подавно. Боролся, завоевывал себе право на спокойное княжество, на дела большие.».. [1, с.475].

Однако, как отмечает П. Загребельный, не только стремлением просветить народ, повышать уровень его образования и культуры, развивать государство, поднимать его авторитет в мире руководствовался Ярослав. Значительную роль сыграло и честолюбие князя, его желание увековечить свое правление, сохранить память о нем для потомков, «исполнить свою жизнь деяниями можно выше, плотнее исполнить», а также прославить Русь (а вместе с ней и себя) в мире, сделать из Киева второй Царьград» [1, с.476]. Это и побудило Ярослава построить «самый во всех землях храм» –Софийский собор [1, с.486].

Как свидетельствуют летописи, заслуга Ярослава — не только в строительстве Софии, поскольку князь заложил целый город с новыми храмами и монастырями. «... На относительно небольшой территории «города Ярослава»... был возведен величественный архитектурный ансамбль, в состав которого входило четыре храма, каменный дворец, крепостная стена вокруг митрополичьей усадьбы. По своим масштабам строительство Киева времен Ярослава — беспрецедентное в древнерусской истории» [4, с.151].

О намерении князя заложить «город Ярослава» идет речь в романе «Чудо». Однако П. Загребельный, используя художественный домысел, акцентирует внимание не столько на процессе его планирования и строительства, сколько на сомнениях и трудностях, с которыми столкнулся князь. Чем крепче становилась власть Ярослава, чем больше он старался быть справедливым, объединить русичей, поднять авторитет государства, заботясь о развитии образования и культуры, закладывая новые города и храмы, тем больше отдалялся от него народ. Князь, стремившийся стать близким для своих подданных, сплотить их, понимал это и страдал, не зная, как исправить положение. «... Мечтал возглавить весь народ земли Русской, собрать его воедино, сказать ему что-то особенное, услышать и от него, но народ продолжал быть где-то далеко, в лесах и полях, народ стоял в стороне так же безмолвный и настороженный, как и во времена детства Ярослава, народ только и ждал, чтобы заявить о своем праве, о своих требованиях: дай мне мое, у меня к тому право, я живой, я жнец, я ловец, я сапожник, я возьму» [1, с.475].

Народ не интересовали честь и авторитет государства, строительство новых церквей и монастырей, на которые надо платить налоги. Новый Бог требовал повиновения, и церкви, которые строил для народа князь, непонятный язык и книжные премудрости — все это было чуждо русичам и казалось им ненужным, даже враждебным, ведь ломало их старые традиции и веру предков. Поэтому вполне закономерно, что между князем-книжником, который больше ценил знания и считал, что «ничтожно это дело — терять время на обжорства и обпивания, когда человеку, чтобы жить, достаточно хлеба и воды.».., и народом пролегла пропасть отчуждения, недопонимания [1, с.479]. «Страшное это было дело: княжить всей землей. Сколько разбил он врагов, сколько построил городов и церквей, сколько раз открывал житницы княжеские для голодных, учил темных, вершил праведные суды, наказывал задирщиков, но никто этого не замечал, не пели о нем песен, как о князе Владимире, не выходили в него такие пышные пиры, как в отца покойного, должен еще что-то сделать большое и странное, но не знал что, мучился в мыслях, в бессоннице, чувствовал, как стареет не годами, а на днях, еще чувствовал, будто не мудреет, а постепенно дурачится; как стал княжить, так начал бороться с собственной глупостью.».. [1, с.469].

Чтобы преодолеть эту пропасть между властью и народом и стать мудрее, Ярослав читал множество книг, искал ответы на вопросы, мучившие его, в Священном Писании и разговорах со священнослужителями. Наконец, в результате этих поисков и приобретения нового опыта князь нашел ответ. Он пришел к выводу, что отчуждение и непонимание между властью и народом неизбежны, потому что они имеют противоположные интересы, разное мировосприятие и жизненные ценности, но надо, чтобы преуспеть, несмотря на недовольство масс, «делать задуманное» и не отступать перед трудностями, потому «дела князя... должны быть огромные, даже если преступления будут огромные» [1, с.489]. Ярослав «много прочитал... книг, все века и все народы там описаны, везде было много жестокости, но только она приводила народы к расцвету. Всегда, чтобы государство могло расцветать и подняться выше всех, народ должен согласиться на некоторые жертвы и лишения. Сам он на это никогда не пойдет, его надо заставить» [1, с.485].

Такая позиция, доказывает П. Загребельный, добавила Ярославу уверенности, помогла преодолеть сомнения, которые мешали его самореализации, стать сильным, решительным правителем, который приложил максимум усилий для укрепления и объединения государства, повышение ее авторитета в мире.

Но эта позиция, как замечает писатель, домысливая исторические сведения, имела для князя и негативные последствия. Жестокость и безразличие к человеческим судьбам, которых вынужден был научиться князь, чтобы выжить и победить, начали укореняться и в его душе, стали частью его «я». Вынужден постоянно играть роль жестокого и грозного правителя, Ярослав, наконец, с годами становился все более жестоким, привыкал манипулировать людьми, распоряжаться по своему усмотрению их судьбами и ограничивать свободу.

О начале строительства Ярославом Софийского собора кратко упоминается в «Повести временных лет». «Заложил Ярослав город великий, у того города золотые ворота. Заложил и церковь Святой Софии, митрополичью.».. [2, с.104]. П. Загребельный не только домысливает летописные строки, но и стремится уточнить их, о чем свидетельствует очень удачно подобранный эпиграф к произведению, что помогает раскрыть его основную идею, — строки из произведения Б. Брехта «Вопрос читателя — рабочего»: Кто свел семивратные Фивы? / В книгах стоят имена королей. / А разве короли долбили скалы / и таскали камни?... [1, с.6]

П. Загребельный проектирует эти строки на отечественную историю и вступает в романе «Чудо» в полемику с «Повестью временных лет». Идея построения такого архитектурного сооружения могла принадлежать только творчески одаренному, талантливому человеку — мастеру в строительных делах.

В «Повести временных лет» не указано имени создателя и главного строителя Софии. Исправляя историческую несправедливость с помощью художественного домысла, П. Загребельный создает образ строителя Сивоока — художника, талант которого олицетворяет неистребимый творческий потенциал русичей, гармоничное сочетание культурных достижений своего народа с мировыми, благодаря чему именно этот «не исторический» персонаж, по мнению литературоведов (В. Дончика, М.Слабошпицкого), стал крупнейшим художественным достижением писателя в произведении.

«Неисторической» персонаж Сивоок противопоставляется исторической фигуре — Ярославу Мудрому. Они выступают олицетворением двух противоположных позиций (власти и искусства), и от строительства собора ожидают разных результатов: Сивоок — выразиться как художнику, построить церковь, похожую на его землю, подобных которой нет нигде в мире, увековечить в ней искусство своих предков — язычников; Ярослав — построить Софийский собор, идентичный константинопольскому.

Как человек, далекий от творчества, князь не мог осознать того, что хорошо понимал Сивоок: каждое произведение искусства ценное тем, что оно оригинальное, а не копия. Однако непонимание искусства не помешало Ярославу вмешиваться в процесс строительства собора, лишая Сивоока свободы творчества. Вмешательство Ярослава в работу можно воспринимать, как свидетельство упрямства, ограниченности, даже деспотизма князя. Но причины такого поведения становятся понятными благодаря комментариям автора, который объясняет, что князь имел обостренное чувство ответственности за все, что делается в его стране: «... не для меня — для государства все делается, для славы божьей и во веки веков. Ты положишь камень и пойдешь себе еще где-то класть, а церковь будет стоять на этой земле века. И говорить о ней всякое, если мы, прежде чем построить, не подумайте как следует.».. [1, с.518]

Как личность Ярослав во многих случаях понимает Сивоока, даже сочувствует ему, но как правитель чувствует ответственным за строительство собора прежде всего себя, потому что «у князя заботы государственные, а в Сивоока — человеческие» [1, с.523]. «Художники — люди, власть имущие — тоже люди, но в каждого своя жизнь, своя цель и свое предназначение. Может, следует было оставить каждому делать свое и не вмешиваться? Но держится государство на князю, а потому должны подчиняться ему все люди в государстве» [1, с.592].

Наконец, это противостояние между художником и «закованным в железный обруч государственных обязанностей» князем, основывается на художественном домысле, закончилось гибелью Сивоока, к которой опосредованно причастен Ярослав [1, с.482].

П. Загребельный, который с помощью художественного домысла постоянно комментирует в романе поступки князя, их причины, отношение к ним самого Ярослава, воспроизводит малейшие изменения психического состояния персонажа, в этом случае не объясняет, что почувствовал князь, узнав о гибели художника. Определенные выводы можно сделать только из поступков Ярослава. Очевидно, он жалел о Сивооке, возможно, даже чувствовал себя виноватым, поскольку наказал убийцу художника — своего верного прислужника Сытника велел заточить. Но разгневанный, что художник помог Ярославе убежать, князь решился на подлый поступок, показав свою неблагодарность по отношению к Сивооку, — приказал летописцу переписать рассказ о строительстве Софии, «изъять... пергамент, где значится о Сивооке» и записать все в том варианте, который сейчас имеется в «Повести временных лет» [1, с.613].

Конечно, существование пергамента — сведении о создателе и главном строителе Софии Сивооке — результат художественного домысла писателя, но именно этот пергамент вместе с образом Софийского собора и объединяет в романе разные временные плоскости, ведь его как ценный исторический источник в годы Великой Отечественной войны вывезли в Германию фашисты.

Символично, что коронация князя состоялась в день освящения собора, и это принесло Ярославу долгожданное признание своего народа. Князь «шел …долго и тяжело до этого дня, осталось много убитых и умерших позади... Сохраняя государство, сохранил себя. Так каждый человек, почувствовав в себе дар, большие способности, должен сам их в себе оберегать... Никто, кроме тебя, этого не сделает! И должен идти вперед, не оглядываясь назад, ни на предков, ни на мертвых» [1, с.613]. Этим заканчивается в романе рассказ о Ярославе Мудром и его эпохе.

Выводы. Итак, мы выяснили, что П. Загребельный, изображая образ Ярослава Мудрого, отходит от летописания, использует художественный домысел для того, чтобы показать князя не только как конкретного исторического деятеля, но и личность со своим сложным внутренним миром.

Литература:

1.                  Загребельный П. Чудо: Роман / П. Загребельный. — М.: Художественная литература, 1982. — 623 с.

2.                  Повесть временных лет. Летопись / Перевод В. Близнеца. — М.: Радуга, 1989. — 221 с.

3.                  Слабошпицкий М. По гамбургскому счету: Читательские маргиналии и вариации на тему П. Загребельного / М. Слабошпицкий. — К.: Ярославов Вал, 2004. — 222 с.

4.                  Толочко П. Ярослав Мудрый / П. Толочко. — М.: Издательский дом «Альтернативы», 2002. — 272 с.; ил.

Основные термины (генерируются автоматически): художественный домысел, князь, народ, Софийский собор, роман, развитие образования, киевский князь, новгородский посадник, главный строитель Софии, Русь.

moluch.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭ/ Исторический портрет Ярослава Мудрого ЕГЭ С6

Годы правления:1019-1054

Из биографии.

Исторический портрет Ярослава составить достаточно просто, так как в летописях о нём много сведений, ведь это была яркая личность, при которой Русь достигла своего расцвета.

К власти пришёл в результате борьбы за престол со своим братом Мстиславом Тмутараканским, с которым вынужден делить власть до 1036 года( год смерти брата).

Яркая личность: волевой, сильный, решительный, благоразумный, преданный православной вере, храбрый, сочувствующий малоимущим. Вёл скромный образ жизни. Часто Ярослав Мудрого называют идеальным князем. Даже его облик изображён на современной тысячерублёвой купюре.

В летописях не сохранилось описания его внешности, но отмечается, что он был хромоногий- то ли с детства, то ли в результате увечья, полученного в походах.

Положил начало законодательству Руси. В свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого входили наказания за кражи, убийства, даже различные оскорбления, а также правила ведения суда. Очень важно то, что он отменил смертную казнь! По данному закону можно определить, что в стране начался процесс деления на сословия, появились признаки социального неравенства. Это хорошо видно по системе штрафов, по которой за одно и то же преступление, но в отношении разных в социальном положении лиц, наказание было различным: за убийство огнищанина- вира составляла 80 гривен, а за холопа — 5.

Впервые митрополитом при нём становится русский человек — Илларион, то есть Я.Мудрый начинает политику независимости от византийской церкви. Илларион – был замечательным оратором, автором « Слова о законе и благодати», в котором он писал о равенстве народов и прославлял родную Русскую землю.

Исторический портрет Ярослава Мудрого просто необходимо добавить такой деятельностью князя, как строительство городов, а также укрепление  Киев каменной стеной, строительством  главных ворот — Золотых.

Киев становится одним из красивых городов Руси. Софийский собор до сих пор поражает своей красотой: он отделан мрамором, мозаикой, украшен фресками.

Много внимания князь уделял развитию образования: строились  первые школы, в которых давалось  начальное образование.

Много книг переведено в его правление с греческого языка на русский, создавалась библиотека. Ярослав собирал книги, приглашал переводчиков, сам много читал, имел огромную библиотеку. Считал книги «реками, способными напоить мудростью». При нём создана первая библиотека в Софийском соборе.

Уделял большое внимание воспитанию, в том числе своих детей. Написал «Завещание» детям. В нём он призывал сыновей любить друг друга, не враждовать, так как усобицы — гибель для всех, призывал к миру и согласию.

При нём значительно повысился  международный авторитет Руси, в том числе и благодаря династическим бракам. Его жена — шведская принцесса, а дочери были замужем за королями Венгрии, Франции, Норвегии.

Вёл активную внешняя политику. Это защита Руси от набегов печенегов, которым был дан сокрушительный удар, походы в Прибалтику, Польшу, Литву, Византию

Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси. При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного. Это была огромная и сильная страна.

Похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Исторической портрет Ярослава Мудрого: направления деятельности

1. Внутренняя политика Ярослава Мудрого

  • Укрепление княжеской власти
  • Окончательное утверждение христианства : строились  церкви, монастыри — в их числе Киево-Печерский, Софийский собор в Киеве и Новгороде; церковь вышла  из подчинения Константинополя, назначен первый русский митрополит — Илларион.
  • Создание системы законодательства: свод законов « Русская правда»- в нём была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира — система штрафов.
  • Борьба с сепаратизмом, то есть отделением: ввёл новый порядок передачи власти – старшему в роде, то есть лествичную систему.
  • Развитие письменности и образования: создавались  начальные школы при монастырях, библиотека, при Ярославе переводятся и переписываются многие книги с греческого.
  • Уделял большое внимание воспитанию детей. Написал знаменитое  «Завещание» детям.

2. Внешняя политика Ярослава Мудрого

  • Борьба с кочевниками- печенегами, при нём прекратились их набеги в 1036г. Софийский собор и Золотые ворота в Киеве были заложены в честь этой победы.
  • Укрепление связей с западными государствами. Династические браки детей. Сам женат на дочери короляя Швеции- Ингегерде ( в крещении Ирине).
  • Расширение границ Руси. 1030 г. — поход на Новгород, подчинение эстов. Основал город Юрьев.

Итоги деятельности Ярослава Мудрого:

  • Способствовал расцвету Руси.
  • Усилил княжескую власть.
  • Окончательно утвердил христианство, начал процесс отделения церкви от власти византийского патриарха.
  • Положил начало письменного законодательства государства
  • Способствовал развитию образования и просвещения
  • Значительно укрепил международный авторитет Руси.

Ярослав Мудрый с книгой в руках изображён на памятнике «Тысячелетие Руси» в Новгороде, открытом в 1862 году. Автор — скульптор Микешин М.О.

Этот  факт — отражение уважения потомков к этому правителю Киевской Руси.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С 6 исторический портрет.В 2015 г. — задание № 40.

Хронология жизни и деятельности Ярослава Мудрого

1015 Создание «Правды» Ярослава -1 ч. «Русской правды»
1021 Первые святые на Руси -Борис и Глеб, братья Я.Мудрого, убитые Святополком Окаянным. Канонизированы церковью.
1024 Разгром варягов у Лиственя
1026 Раздел Киевского княжества между Ярославом и Мстиславом Удалым (Тмутараканским)
1030 Поход на чудь (на этих землях в 1036 основан г. Юрьев)
1036 Разгром ПЕЧЕНЕГОВ под Киевом
1036 Создание киевской метрополии,  во главе — ФЕОПЕМТ(грек)
1036 Смерть Мстислава. Ярослав-правитель всей Руси
1037 Начало строительства Софийского собора в Киеве (до 1041)
1043 «Слово о законе и благодати» Иллариона
1045 Начало строительства Софийского собора в Новгороде (до 1050)
1051 Илларион — ПЕРВЫЙ русский митрополит в Киеве.
1054 «Завещание» Ярослава
Сер.11в Появление ПЕРВЫХ монастырей — Киево-Печерский (монах Нестор) — 1051

 Автор: Мельникова Вера Александровна

istoricheskij-portret.ru

Исторический портрет Ярослава Мудрого

Около 978 года у полоцкой княжны Рогнеды и Владимира I Святославича, прозванного Красным Солнышком, родился сын Ярослав.

За годы княжения (1019–1054 года) Ярослав снискал славу мудрого правителя — он стремился просветить народ, украсить столицу, жить в мире и согласии с соседями.

При жизни отца сначала правил в Ростове, потом в Новгороде. В политике он придерживался миролюбивых взглядов, но ему пришлось поучаствовать и в кровавой междоусобице за Киев, начавшейся после смерти Владимира I.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

  • В 1019 году, изгнав Святополка Окаянного, который убил троих соперников и сел в Киеве обманным путём, он окончательно занял киевский престол. В 1036 году после гибели Мстислава стал полновластным князем Киевской Руси.
  • Киев он пытается превратить в «новый Царьград». Город расширяет свои границы, его территорию обносят мощным крепостным валом, в который встраивают Золотые ворота. Ярослав Мудрый первый начал возводить монастыри. При его правлении построены собор Святой Софии, монастыри святых Георгия и Ирины. 
  • В 1051 году впервые поставил в Киеве русского митрополита — Илариона.
  • При нём развивается «книжное дело». Он собрал писцов при дворе, которые переводили греческие книги на славянский язык. Основал первую в Киеве библиотеку.

За годы его правления русская держава достигла могущества и расцвета. Он породнился со многими европейскими домами, выдав сестру и своих дочерей замуж за отпрысков королевских фамилий.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

  • В 1037 году разгромил печенегов, которые без конца опустошали русские земли. 
  • Его дружины совершали походы на финнов, мазовшан, ятвягов. 
  • В 1043 году был совершён неудачный поход на Византию, возглавляемый Владимиром, сыном Ярослава.

Итоги правления Ярослава Мудрого

  • Объединил русские земли. 
  • Окончательно победил печенегов.
  • Увеличил территорию Руси на западе и востоке. 
  • Составил свод законов «Русская правда».
  • Утвердил на Руси новый порядок наследования. Своим сыновьям он выделил отдельные княжества. Удельные князья подчинялись великому Киевскому князю, титул которого переходил к старшему в роду.

Статьи по теме:

Понравилась статья? Поделись с друзьями!!!

www.ote4estvo.ru

Образ Ярослава Мудрого. Іван Кочерга | Справочник школьника - лучшие уроки по всем предметам E-uroki.kiev.ua

Большинство драм Ивана Кочерги - это произведения на историческую тему. Основательная осведомленность писателя с историей Украины, изучения архивных документов помогли художнику уйти в глубь веков и воспроизвести княжеские времена XI века, в результате чего было создано драгоценную жемчужину украинской драматургии - историческую драматическую поэму «Ярослав Мудрый». Центральным образом произведения стал образ князя Киевской Руси Ярослава Владимировича, которого в народе прозвали Мудрым. Ярослав - интересная и очень противоречивая фигура нашей истории: жестокий воин и мудрый книголюб; создатель первого свод русских законов - «Русской правды» - и князь, который наказывал в усобній борьбе даже ближайших родственников; известный политик и вдохновенный художник. Создавая образ Ярослава, Иван Кочерга не обходил противоречий, которые были свойственны характера князя, противоречий между миролюбивыми намерениями и необходимостью воевать, исканием правды, других законов и вынужденной раздвоенностью в поступках, действиях. Иван Кочерга старался поточнее воспроизвести черты характера князя Ярослава, показать драматизм его характера, судьбы. Так, в образе Ярослава Мудрого писатель показал читателям идеал воина ii книголюба, хорошего политика и строителя, который «высших не ведает сокровищ, чем мирный труд и счастье в родном доме». Князя изображен п юдиною дальновидной, целеустремленной, умной, уверенной в себе, человеком, приложила немало усилий для сохранения единства Киевской Руси, согласия среди народа. Он заботился о военную мощь, экономический расцвет и духовное развитие Киевского государства. Он широко открыл двери для культуры и крепко закрыл их перед врагами, все его поступки и действия как в общественном, так и в личной жизни были продиктованы заботой о родной земле. Он был великим князем, жестоким и одновременно добрым, мудрым и терпеливым: Да будет мир! И я клянусь Богом, Что поразит каждого моя топор, Кто збаламутить Киев наш и Русь, Кто осквернит насилием дело мира.

Ярослав Мудрый мечтал о «новый замечательный Киев... величественный, пышный, как красота веков», он стремился строить города, дворцы и храмы. Именно по его правления было построено гордость Киева - Софиевский собор - храм в честь Божьей мудрости. Он заботился о культуре и образовании, создал первую на Руси библиотеку. Но прежде всего для него - закон. Он решительно преследует тех, кто сеял распри, междоусобицы, «крамолы и лукавства», наказывает их. Создавая образ Ярослава Мудрого, Иван Кочерга стремился не только исторической и художественной правды, но и определенного философского обобщения, ведь эта драма была написана в годы Второй мировой войны, в ней писатель провозгласил гимн мира на земле, озарив светом своего таланта важнейшие вехи истории нашего народа.

Сохрани - » Образ Ярослава Мудрого. Иван Кочерга . Появился готов произведение.

e-uroki.kiev.ua

Князь Ярослав Мудрый и его место в истории Древней Руси

      Этот год стал знаменательным и в другом смысле, в это время зарождается русское летописание. Создается Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу становиться не только религиозным, но и духовным центром страны.

      К тому же, вероятно, появился и первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Владимировича. Относительно того, что там, в значительной мере преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами, т.е. лицами пришлыми, которые буйно проявляли себя во время новгородских событий 1015-1016 годов, и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за поддержку этой грамоты, заметим, что варяги и далее активно участвовали в междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что регулирование их отношений с местными жителями касалось не только Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой «Русской Правдой», нормы которой относятся ко всей территории Руси и не ограничены каким то одним регионом и действуют на всей ее территории как единого государства, каким Русь и стала после 1036 года. Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной. После 1036 года объединенная Русь, наконец, смогла обрести собственного митрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987-989 годах Византию на колени. Ярослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-визанстийские отношения в «после смутное время» и стабилизировало международные связи Руси.

      Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления нового летописного свода - были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

        «Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в договорах Руси с Византией.

      Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создал свою «Правду», не имея в виду Новгородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. «Закон Русский» и западные Правды также апеллировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.

      С большим упорство и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

      Еще в 30-е годы 11 века Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того как были отвоеваны «Червенские города» Польша, испытывая влияние со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийский славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира 1. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

      На севере Русь связывали тесные дружеские отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

      После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе.

      Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимировича двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч войнов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

      Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить русское войско. Но в морском сражении русы, нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину.

      Судьба сухопутных войск была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам брели несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

      Лишь в 1046 году Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава - Всеволода.

      В 1053 году у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

      Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последнее десятилетие международный авторитет Руси. Русь по истине стала Европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны.

      На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря  до Черного.

      Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах - Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран.

      Старшая Анна - за французского короля Генриха 1, Анастия - за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета - за норвежского короля Гарольда.

      Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике.                            

      Церковь и религия при Ярославе Мудром. 

      Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище «Мудрого».

      Ярослав заложил великокняжеский монастырь святых Георгия и Ирины - в честь христианских святых, своего и своей жены. Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

      Ярослав Мудрый вошел в историю не только как крупный государственный деятель. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав, был бесстрашным воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время показал себя человеком исключительно разносторонним.

      Ярослав остался в истории как крупный градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярослав горд» и Киев намного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавших иностранцев своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основал города на Волге и берегах Балтики, на южный границах Руси.

      Ярослав был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила признания и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.                             

      Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия 

      С начала 10 до середины 11 столетия Русь развивалась в сравнительно благоприятных условиях. Создание мощного государства, соединившую большинство восточнославянских земель и, в первую очередь, Среднее Поднепровье во главе с Киевом и Северо-западную Русь во главе с Новгородом, способствовало освобождению части восточнославянских земель из-под власти хазар. Укрепилась оборона границ. За Русью прочно были закреплены спорные с Польшей «Червенские города». Активизировалось наступление Руси на юго-западе, западе, юго-востоке, временами границы Руси подходили к Дунаю. Хазария была сокрушена, а русские поселения появились на- Дону и Таманском полуострове.

      Стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и ближайшем зарубежными соседями, появились новые городские центры, а старые города быстро набирали силу.

      Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени.

      В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они были членами младшей дружины и  в тоже время оказывали различные услуги, как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца 10 века и в течение всего 11 века  все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти.

      В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

      Сам же великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военоначальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной. И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем больше возрастала роль великого князя и его аппарата управления в центре и на местах.

      Княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество. К тому же, не смотря на развитие в обществе социальной розни, в нем еще четко не обозначились отдельные классы, социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

      Одновременно с установлением власти великого киевского князя над всеми восточнославянскими землями шел и другой процесс: обогащение одних и обеднение других, появление в общине богатых землевладельцев и людей, потерявших землю, нищенствующих, вынужденных идти на работу к своим разбогатевшим соседям. К середине 11 века этот процесс продвинулся далеко вперед. К этому времени относится образование собственных земельных владений, больших личных хозяйств бояр и дружинников. С 11 века отмечены и появления церковных земельных владений. Великие князья представляли эти владения высшим иерархам церкви - митрополиту, епископам, монастырям, церквам.

stud24.ru

Князь Ярослав Мудрый

Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк, убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава. Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

Ярослав Владимирович Мудрый был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. В древнерусских летописях упоминается два имени жены Ярослава, Ирина и Анна. Видимо, Ингигерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна она приняла при постриге в монахини.

В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.

Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами. Князь Ярослав Мудрый имел трех дочерей и шесть сыновей. Старшая дочь Елизавета была супругой норвежского принца Гаральда. Вторая дочь Ярослава Мудрого Анна сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Трое сыновей Ярослава Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, были женаты на немецких принцессах.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.

Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.

Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.

Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга».

Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.

Ярослав умер в 1054 году в 76 лет.

Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» - это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

historykratko.com


Смотрите также