Презентация русальная неделя


Презентация к уроку МХК 10 класс "Славянские земледельческие обряды"

  Славянские земледельческие обряды МХК 10 класс  

Учитель

Кайгородова Наталья Евгеньевна

Проверка домашнего задания.

  • Назовите периоды первобытной культуры.
  • Что такое мегалитическая архитектура
  • Что такое миф ?
  • Перечислите категории мифов.

Славянские земледельческие обряды

«Славянские земледельческие обряды, возникли как средство иллюзорного влияния на плодородие земли, растительность, животных и людей, и воспроизводили первичные мифы.

Многие славянские аграрные обряды архаичнее, чем древние средиземноморские культы умирающего и воскресающего бога. Они отражают земледельческий культ в eгo исконных, древнейших формах.

О том, что формы обрядов появились у славян до тoгo, как развились представления о божествах, свидетельствуют сами обряды. В них уничтожается не само божество растительности, как, скaжем, в Египте, а некий символ (соломенное чучело, дерево, сноп) растительных сил земли. Растительные силы и есть те недоразвившиеся божества, которым не воздвигали храмов.

Все главные языческие обряды плодородия, связанные с такими праздниками, как Святки, Масленица, русальная неделя, семик, Иван Купала , совершаются в период от зимнего до летнего солнцеворота – во время пробуждения pacтительных сил земли.

По этой причине практически все аграрные обряды имеют явное сходство и включают одинаковые действия. К ним относятся поминовение усопших, фарсовые похороны paстительных сил (потопление, сжигание, разрывание) и разбрасывание их останков по полям».

Как известно, древние славяне очень большое значение придавали природе. Для них она была источником жизни: она давала и пищу, и воду. Именно поэтому славянские божества всегда олицетворяют то или иное природное явление (гром, солнце, плодородие и другие). Этим богам поклонялись, пытались задобрить их. Все это делалось лишь ради милости природы к людям.

Природе приписывались чуть ли не магические способности. Но основная заинтересованность людей заключалась в сборе хорошего и обильного урожая. Для этого славяне и проводили различные земледельческие обряды .

Святки

Святки. Начало их приходилось на двадцать пятое декабря (зимний солнцеворот) и включало в себя поминальный ужин. На столе обязательно должна была быть кутья – еда из цельнозерновой пшеницы, к которой добавляли черемуху и яйца. Кутья символизировала природный цикл жизни и смерти, а также воскрешения.

Зерно и ягодная косточка – семя – демонстрируют нескончаемый кpyгoвopoт жизни: «семя – растение – семя». В животном мире зерну соответствует яйцо, содержащее зародыш и тaкже воссоздающее жизнь. Кутья, таким образом, знаменует постоянство природного цикла «жизнь – смерть – воскpeceние». Над ним, по народному поверью, имеют власть умepшие предки, находящиеся под землей, слившиеся с ней, превратившиеся для крестьянина в cвoeгo рода хтонические (от греч. chthon – земля) божества».

Как и повсеместно, в России, народный календарь на Урале открывался зимними святками. Во многом уральские святочные обряды содержат все традиционные для новогодних ритуалов восточных славян элементы: колядование, ряжение, магические действия с зерном и хлебом, гадания, обрядовую еду. Это связано с переселением в прошлом на уральские земли выходцев из разных областей России.

Ряжение имеет свои истоки в тотемических воззрениях славян – переодевание в диких и домашних животных. Второй мотив ряжения – мотив плодородия. Есть и другие мотивы. Семантика ряжения представляет мысль о пляске, как специфическом обрядовом языке срядщиков.

Масленица

Это весенний праздник всегда ассоциировался с блинами. Древние славяне пекли их, потому что верили, что их круглая форма привлечет солнце, а значит тепло и хороший урожай. Кроме того, изготавливалось соломенное чучело. Оно символизировало злаковые культуры. С этим чучелом катались по деревне на санках, пели песни и громко смеялись, то есть «встречали Масленицу». А в конце праздника чучело сжигалось. Но делали это не абы где, а на засеянном с осени поле. После того, как костер прогорал, пепел разбрасывали по полю. Славяне верили, что так озимые культуры будут лучше расти. Суть этого обряда состоит в передаче магических сил от чучела к земле, к будущему урожаю.

На поминальном столе обязательно были блины. Их кpyглая форма, уподобленная солнцу, служила магическим cpeдством eгo возвращения после зимы

Поминовение предков блинами повторялось в обряде проводов зимы - на Масленицу, русальной неделе, в семик. Причем чем ближе к вecне, тем публичнее становилось поминовение. На Святках оно ограничивалось семейным кpyгoм; на Масленицу – выносилось в церковь, где служили панихиды по усопшим; на pyсальной неделе и в семик – превращалось в целые пиры на кладбищах. К дню летнего солнцеворота, когда надобность в подземных помощниках отпадала, поминовение прекращалось.

Ключевым звеном всех земледельческих обрядов составляют фарсовые похороны. Чучело масленицы, изготовленное из сена или соломы, сжигалось за деревней на поле, в огороде. Пепел разбрасывали по полям, чтобы урожай был успешным.

Русальная неделя

Русальная неделя (неделя перед Троицей). Обряд заключался в следующем: из соломы опять же делали чучело (русалку), которое одевали в белые наряды. Затем с веселыми песнями и шутками эту русалку везли прочь из деревни в поле. Смысл этого обряда: русалка – олицетворение водоемов, а вода очень нужна для хорошего урожая. Поэтому оставив ее в поле, славяне «насыщали» таким образом землю влагой.

Троицкие обряды также показывают смешение языческих элементов и православной обрядности. Прежде всего, это использование берёзы. Берёзку завивали, вокруг неё водили хороводы. Смысл этого в том, чтобы вынести растительную силу дерева, передать от деревьев земле и злакам. Хоровод, как ритуальный танец имеет смысл поклонения солнцу – древнему божеству, что в свою очередь тоже направлено на хороший урожай.

Семик

Семик – это четверг на русальной неделе. В этот день также проводился земледельческий обряд. Для этого березу (полено, ветки) кидали в воду (речку, пруд) или в рожь. Суть: береза – это воплощение быстрого роста, процветания. А значит, она сделает урожай большим. Кстати, березовые ветви перед тем, как кидать в воду, украшали цветными лентами, цветами. И все это делали весело и шумно.

Праздник Ивана Купала

Праздник Ивана Купала (летний солнцеворот). Славянские земледельческие обряды летом меняли свое предназначение. Если весной природе и земле помогали, то теперь от нее пытались взять все, что только возможно. Ночью славяне сжигали траву в огне, ветки (которые также украшали цветами), прыгали через костер. Но костры зажигали не обычным способом, а путем трения. Это олицетворяло рождение, жизнь.

Очень интересно, что во время так называемых «погребальных» действий (сжигание и утопление чучел) славяне смеялись и пели песни. Казалось бы, смерть и смех вещи несовместимые. Но наши предки считали, что смех отпугивает злые сил и недуги. Также в смехе они видели передачу жизни от чучел своему будущему урожаю.

Также к земледельческим обрядам можно отнести очистительные. Обычно они проводились в конце зимы. Люди вычищали свои дома, сараи, хлева от мусора и грязи. Затем все это сжигали и пепел рассеивали по полю. Они считали, что это принесет хороший урожай, удобрит землю. Кстати, и сегодня золу используют в качестве удобрений. Еще на полях могли оставлять муку и яйца. Эти продукты были символом зарождения жизни, богатства.

Если говорить о жертвоприношениях, то многие из них также имели земледельческий уклон. Ведь задобрить соответствующего бога означало, что богатый урожай обеспечен.

Таким образом, многие славянские праздники и ритуалы были связаны с природой. Нам есть чему учиться у наших предков. Ведь они считали природу чем-то божественным, оберегали ее, даже боготворили. И никогда раньше человек не считал себя венцом природы.

Домашнее задание.

  • 1. Повторить конспект
  • 2. Нарисовать славянское божество и рассказать о нем.

multiurok.ru

«Презентация на тему » Русальная неделя»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Русальная неделя или зелёные святки. Праздники ”соседи”. Седьмая по счету неделя после Пасхи на Руси называлась Зелёными святками или Русальной неделей. Завершаются Зеленые Святки православным праздником Троицей . Это еще один пример того, как языческий праздник сблизился с христианским. По народным поверьям, на Русальной неделе оживают стихийные духи : водяные, полевые, ветряные, а в полях резвятся русалки. Русалки. Они осмыслялись как хранительницы посевов, во власти которых находилась судьба будущего урожая. От них зависело количество влаги, получаемое в течение лета полями. В силах русалки было причинять вред посевам : наслать сокрушительные бури, проливные дожди. Считали, что там, «где русалки и резвились, там и трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее». Кстати, раньше русалки изображались не с хвостами, а с ногами, как девушки, и лишь позже “пририсовали” хвост. Проводы русалок. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок . В этот день хороводы девочек и девушек с весёлыми песнями сходились с разных сторон города в назначенное место и пели и плясали около часа. В центре каждого такого хоровода стояла девушка и держала чучело, изображающее русалку. Затем остальные женщины начинали отнимать у девушки русалку, а отняв, разрывали на части и раскидывали в разные стороны. Считалось, что русалок проводили. После этого никто не пел и не плясал, а детям запрещалось играть в горелки и старинную игру под названием уточки .   Зеленые святки. Зелёные святки праздновались на той же неделе что и Русалия. И назывались так же ”Семик” так как праздновалась через 7 недель после Пасхи (во вторник восьмой недели) Этот праздник отмечали в “честь” разгара лета, всё вокруг в это время зелено. А так же в этот день поминали людей умерших ранней или неестественной смертью (в связи с этим девушки “кумились”). Символ Зелёных святок и завивание берёзок. Символом Зелёных святок была берёза На Семик девушки шли в лес «завивать берёзу». Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду. Кумление. При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой . Специалисты называют этот обычай пережитком древнейших обрядов. Конец .

Приложенные файлы

  • 0007702b-8577026fРазмер файла: 2 MB Загрузок: 4

schoolfiles.net

Славянские земледельческие обряды Выполнила : ученица 10 класса Осташова Юлия. - презентация

1 Славянские земледельческие обряды Выполнила : ученица 10 класса Осташова Юлия

2 Масленица Святки Иван Купала Русали

3 ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ОБРЯДЫ : Воспроизводят первичные мифы Все эти обряды связаны земледелием Возникли как средство иллюзорного влияния на плодородные земли

4 В основе земледельческих обрядов лежит стремление человека, путем магических действий и заклинаний, достичь хорошего урожая, хозяйственного благополучия. Что лежит в основе земледельческого обряда?

5 Земледелие для большинства славянских племен было основным занятием на протяжении многих веков. Земледельческие обряды имели для славян особое значение, потому как земледельческое общество полностью зависело от природы. Природный цикл повторялся. Славяне-земледельцы верили в то, что совершение обрядов необходимо, чтобы природный цикл не был нарушен. Обряды являлись залогом стабильности. Цикличность была одной из констант мышления древнего земледельца. Как земледельческие обряды влияли на жизнь славян ?

6 ЧТО ТАКОЕ ОБРЯД? Обряд совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

7 Зачем проводились обряды? Общая цель всякого обряда - это восстановление и укрепление связи с нашими Предками и Богами. Земледельческие обряды проводились для того,чтобы обеспечить успех земледельческим работам и вселить в трудящихся людей веру и надежду.

8 Какие земледельческие обряды существовали у славян ?

9 Русали На русальной неделе акцент делался на похоронах русалки: соломенную куклу в белом, изображавшую русалку, с песнями и воплями выносили на носилках из деревни и оставляли в ржаном поле на меже. Русалки олицетворяли водоемы, необходимые для земледелия,- реки, озера, пруды.Считалось, что их появление на полях обеспечивает землю влагой и вызывает обильный рост хлебов. 6,

10 Масленица На Масленицу из соломы делали «сударыню Масленицу»,олицетворявшую злаки, и на санях со смехом, прибаутками и обрядовыми песнями возили по деревне. Это называлось «встречать Масленицу». Провожали ее также шумно и весело. Чучело вывозили на озимь – засеянное с осени поле, и сжигали. Пепел разбрасывали по полям,чтобы обеспечить озимым успешный рост. Обряд как бы воспроизводил обильный урожай, который ожидался в реальной деиствительности.

11 В ночь на Ивана Купалу собирали лекарственные травы, жгли огромные костры и прыгали через них. Купальский огонь добывали трением из дерева, а не зажигали от другого огня, поэтому он как «живой» обладал особыми целебными свойствами. В купальском огне сжигали зеленую ветвь, украшенную венками из съедобных растений и злаков, воплощение сил природы. Прыгая через огонь человек будто приобщался к живительной производящей силе. Иван Купала

12 Святки Святки - сопровождались торжественным ужином. Он воспроизводил поминальный стол, т. к. включал кутью(магическую еду из цельных зерен пшеницы, ягод черемухи и яиц).На столе обязательно были блины. Их круглая форма, уподобленная солнцу, служила магическим средством его возвращения после зимы.

13 Осенины Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

14 Какие обряды дошли до наших дней? До наших дней дошли обряды «Масленица» и в некоторых районах «Святки» В настоящее время эти обряды проводятся с другими целями, нежели у древних славян, – ради развлечения и потехи. Для того,чтобы узнать будущее... Для того, чтобы повеселиться...

15 Выводы по проделанной работе : Так как земледелие для большинства славянских племен было основным занятием на протяжении многих веков. Естественно, что язычники боготворили землю, поклонялись ей, старались всячески умилостивить других богов, помогающих расти хлебу, идти дождю, светить солнцу и так далее. Любой праздник - народный или религиозный - содержал обряды, связанные с земледелием. Поэтому славяне с уважением относились к обрядам, тщательно к ним готовились и верили с надеждой. Я рассмотрела малую толику обычаев, отражающих нелёгкую, многогранную жизнь славянского народа, который всегда почитал свою кормилицу землю, поклонялся её силе и красоте, взращивал её и ублажал, т.к. понимал, что она даёт стать его телу и радость душе.

16 Ресурсы : Емохонова Л. Г. МХК : учебник для 10 кл. стр Обряд Земледельческие обряды Осенины

www.myshared.ru

Русалки - презентация, доклад, проект

Слайд 1Слайд 2Описание слайда:

Русалка — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Слайд 3Описание слайда:

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак.

Слайд 4Описание слайда:

Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла».  Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла». 

Слайд 5Описание слайда:

Как представляли русалок .

Слайд 6Слайд 7Описание слайда:

Внешний вид русалок

Слайд 8Описание слайда:

Образ русалки в славянской мифологии существенно отличается от наших нынешних представлений об этих фантастических созданиях, сформированных большей частью, под влиянием современного западного кинематографа, где русалки изображаются в виде прекрасных дев с рыбьими хвостами. Однако такой внешний вид свойственен морским девам – западноевропейским русалкам, которые, скорее всего, унаследовали свой облик от гомеровских прекрасных сирен, заманивающих моряков в морские пучины своим волшебным пением.

Слайд 9Описание слайда:

В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких РУСАЛОК часто называли фараонками.

Слайд 10Описание слайда:

Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках , необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах — сиренах: полуженщинах-полурыбах , привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди.

Слайд 11Описание слайда:

РУСАЛКИ — это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (РУСАЛКА появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности РУСАЛКИ кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле.

Слайд 12Описание слайда:

Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,— угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,— а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».

Слайд 13Описание слайда:

Изредка встречаются поверья, что встреча с РУСАЛКОЙ грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность РУСАЛОК к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от РУСАЛОК во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против РУСАЛОК считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.

Слайд 14Описание слайда:

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить РУСАЛКИ, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щоб русалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для РУСАЛКИ оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Слайд 15

presentacii.ru

Русалки

Презентацию на тему Русалки можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : История. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайдов.

Слайд 1

Проект по литературе. Презентацию приготовила Дудкина Елизавета и Виноградова Ангелина . Учитель : АфонькинаО.В

Слайд 2

Русалка — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Слайд 3

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак.

Слайд 4

Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла».

Слайд 5

Как представляли русалок .

Русалки в русской мифологии - женщины-утопленицы (с ногами). По ночам они выходили на берег, сидели на ветвях, водили хороводы.

Слайд 7

Внешний вид русалок

Слайд 8

Образ русалки в славянской мифологии существенно отличается от наших нынешних представлений об этих фантастических созданиях, сформированных большей частью, под влиянием современного западного кинематографа, где русалки изображаются в виде прекрасных дев с рыбьими хвостами. Однако такой внешний вид свойственен морским девам – западноевропейским русалкам, которые, скорее всего, унаследовали свой облик от гомеровских прекрасных сирен, заманивающих моряков в морские пучины своим волшебным пением.

Слайд 9

В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких РУСАЛОК часто называли фараонками.

Слайд 10

Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках , необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах — сиренах: полуженщинах-полурыбах , привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди.

Слайд 11

РУСАЛКИ — это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (РУСАЛКА появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности РУСАЛКИ кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле.

Слайд 12

Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,— угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,— а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».

Слайд 13

Изредка встречаются поверья, что встреча с РУСАЛКОЙ грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность РУСАЛОК к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от РУСАЛОК во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против РУСАЛОК считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.

Слайд 14

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить РУСАЛКИ, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щоб русалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для РУСАЛКИ оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

prezentacii.org

Языческие праздники и обряды восточных славян Prezentacii.com. - презентация

1 Языческие праздники и обряды восточных славян Prezentacii.com

2 Вся жизнь восточных славян связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Уже на кануне нового года, а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношение.

3 Другой крупнейший праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте.То был день весеннего равноденствия.Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти;начиналась Масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

4 1-2 мая славяне украшали лентами молодую березу, свои дома - ветками только что распустившимися листьями, снова славили бога солнца, отмечали появление новых весенних всходов.

5 Новый всенародный праздник отмечается 23июня и называется праздником Купалы.На этот день летний солнцеворот.Поспевал урожай и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь.Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили из воды на берег и начиналась русальная неделя.Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.

6 Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому,как бы помогал священный огонь. В купальные ночи совершались так называемыеумыкания.Молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

7 Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения,свадьбы,похороны. Покойников сжигали на кострах,помещали их в древние ладьи. Это означало, что человек уплывает в подземное царство. Вместе с вождем хоронили одну из его жен, в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна.

8 Исторические даты

www.myshared.ru


Смотрите также