Сентябрь по старославянски


Славянские названия месяцев: мудрость календаря предков

Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Исконные славянские названия месяцев несли в себе глубокий смысл и отражали сущность природы вокруг.

Новолетие в разные века справляли весной или осенью, а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев. О том, каким видели год наши Предки, рассказывают славянские названия месяцев да поговорки, что хранит земля северная. О том в статье сей поведаем.

Название месяцев по народному календарю отражает, чем в это время природа богата. В январе растет день, растет и холод, а весной и оглобля травой за ночь зарастает. Славяне то издревле примечали, да давали народные названия месяцев, подсказывающие, чего от матушки-природы ждать следует.

Сколько календарей было у славян?

Издревле пользовались славяне природным календарем, Месяцесловом. Его вышивали каргопольские мастерицы на старинных сарафанах да передниках. Славянские названия месяцев в разных местностях ведали свои.

На юге «червень», месяц созревания ягод, уж в июне наступал, на севере – в июле. Народные названия месяцев отражали дары природы, характерные для определенного сезона, оттого и разнились для юга и севера. А всё одно были частью единого природного календаря!

Каргопольский календарь на переднике и сарафане

После пришла к нам христианская вера, да иноземные названия месяцев в календаре. Так появились на Руси три календаря сразу: календарь «мирской», который знаем нынче, церковный с христианскими праздниками, да земледельческий, с традиционными народными славянскими названиями месяцев.

Славянские названия месяцев

Славянские названия месяцев, будто образы младых парней, зрелых мужей да стариков проходят перед нами в хороводе. Кто ласков, добр, да, подобно юному парню, малыми богатствами владеет, а кто суров, да большую мудрость хранит.

Открывает год январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим. Знамо, скоро февраль, Сечень, в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.

Ну, а в народе начиналось время смотрин:

—Что ль по первой порошѣ, Чтоль по первой порошѣ, Шелъ парень хорошiй. По другой порошѣ, Бѣлой кудреватой. Не путемъ шелъ, не дорогой – Чужею межою. Не чужею шелъ межою–

Къ сударушкѣ въ гости.

Славянские названия месяцев зимы: Студень, Просинец, Сечень

Окончится зима, придет весна! Всем красна, да голодна. Славянские названия месяцев весенних:

  • Зимобор, Протальник (март);
  • Березень, Снегогон (апрель);
  • Травник, Цветень (май).

Зимобор, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия, Бога Ярило встречаем.

Апрель, Снегогон, богат водой. А ещё апрель – Березень месяц, в березах сок двигается, люди начинают к посеву готовиться – апрель с печи сгонит! Цветень, май месяц время долгожданное! Майская травка и голодного кормит! Да май разным бывает. В добрый год и в чистом поле спать можно, в худой – и на печи холодно. Травень месяц – ещё не лето.

Народные названия месяцев весенних: Зимобор, Березень, Травник

Лето

Другое дело июнь – Разноцвет, Хлеборост. Цветы да травы всюду растут, радость в жизнь приносят. Хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть. Находится время в июне и для праздника макушки лета – встречи Бога Купало.

Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Червень. Червень – от того, что поспевают в лесах, в садах ягоды червонные, черно-красные. Июнь месяц богатый, а август ещё богаче будет!

Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа. Начинается жатва, праздник спожинки, пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают.

Что ждет осенью?

— Какъ ходили мы съ тобой, бѣлая лебедушка, По изюмныя по красныя по ягодки, Мы ходили-красовалися,

Мы гуляли-ликовалися!

Славянские названия месяцев лета: Разноцвет, Страдник, Жнивень

Откроет осень сентябрь, Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Сказывают ещё, холоден сентябрь, да сыт. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.

— Соловьи жупятъ по-лѣтнему, Птички жупятъ по-межонному. Просидѣла красна дѣвушка Со головки дорогу волю Со косы да алы ленточки — По прозванью косоплеточьки.

Хоть сидитъ не отсидитися.

Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем, когда мужик живет с оглядкою. Листопад, октябрь, щедрых плодов не дарит. Кто не успел подготовиться к зиме, тому худо нынче будет. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца Грязень.

Ноябрь, Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.

Названия осенних месяцев в народном календаре: Хмурень, Листопад, Грудень

Завершает год декабрь, Студень. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Декабрь Солнцеворотом славен! Как повернется солнышко, встретим молодого Коляду, начнется новый круг, новая встреча с двенадцатью славянскими месяцами!

Где нынче найти календарь с народными названиями месяцев?

В издательстве «Северная сказка» подготовили традиционный, природный календарь на следующий 2017 год со славянскими названиями месяцев и датами традиционных праздников.

источник

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Славянский месяц Сентябрь-Вересень

Евгений Тарасов.

Особое внимание наших древних предков привлекали небесные явления, такие как восход солнца или гроза: «Днём катится по Небу Златой Коловрат — ярое Солнце, ночью льётся наземь звёздный свет — сияние тысяч Очей Сварога. Когда приходит время грозы — сверкают, рассекая Небеса, стрелы Перуновы… Многолико Небесное Пламя Сварги. Многолико и едино, подобно самому Роду, Богу нашему…».

Как и для нас ныне, основополагающее значение для жизни древних людей имели астрономические события, связанные с Солнцем и Небом — восходы и закаты, смены времен года. Только впоследствии мифы о природных явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.

Солнечный календарь наших древних предков был точен, так как привязывался не к числу дней в году (оно, как и у нас ныне, могло изменяться), а к астрономическим событиям четырех дней — летнего и зимнего солнцестояния, и весеннего и осеннего равноденствия, которые происходят в природе независимо от любого календаря. Дни этих четырёх ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными ведическими праздниками наших предков. Ныне от этих ведических праздников у нас осталась только последняя и самая волшебная Новогодняя ночь (22 декабря — день Зимнего солнцестояния, солнцеворот, у славян этот солнцеворот ещё назывался Коляда).

Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год. При этом Земля, как волчок, вращается вокруг своей оси, делая один оборот за сутки. Так как ось вращения Земли наклонена, при годичном обращении вокруг Солнца, Земля больше подставляет под солнечные лучи то Северное, то Южное полушарие. Когда больше освещается Северное полушарие — у нас лето, в Южном — зима. Потом наоборот — когда у нас зима, в Южном полушарии — лето. Из-за наклона земной оси у нас зимой дни короткие, а ночи долгие (поэтому зимой холодно).

А летом дни длинные, а ночи короткие, и летом тепло. В году бывает самый короткий день — это День Зимнего солнцестояния. В этот день солнце поднимается совсем невысоко над горизонтом и быстро заходит. В эти сутки у нас самая долгая ночь — Ночь зимнего солнцестояния. После Дня Зимнего солнцестояния день начинает прибывать, а ночь укорачиваться. Весной наступают такие сутки, в которых длительности дня и ночи равны. Это День Весеннего равноденствия. Затем летом наступают сутки, в которых самый долгий день и самая короткая ночь. Это День Летнего солнцестояния. После него день постепенно укорачивается, а ночь удлиняется. Осенью опять наступают такие сутки, в которых длительности дня и ночи равны. Это День Осеннего равноденствия. После него дни становятся ещё короче и короче, а ночи длиннее. И так, пока не наступит самая долгая ночь в году — Ночь Зимнего солнцестояния. И на следующий год все опять повторяется.

Эти четыре дня в году — Весеннего равноденствия, Летнего солнцестояния, Осеннего равноденствия и Зимнего солнцестояния — были у наших древних предков самыми Великими Праздниками. Бог Солнца имел четыре имени по числу времен года: зимнее слабенькое солнце, всходящее утром после самой долгой Ночи Зимнего солнцестояния (это начало астрономической зимы), они считали солнцем-младенцем и называли Коляда; весеннее крепчающее солнце после Дня Весеннего равноденствия (начало астрономической весны) называлось солнце-юноша Ярило; после Дня Летнего солнцестояния (начало астрономического лета) солнце обращалось в могучее солнце-мужа Купалу; после Осеннего равноденствия (начало астрономической осени) солнце слабело, тепла от него становилось всё меньше и меньше, и его считали мудрым солнцем-стариком Даждьбогом (Световитом). Затем слабеющее солнце-мудрец Даждьбог умирало на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния (начало астрономической зимы), чтобы наутро после этой ночи возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, опять набирающим свою солнечную силу. Эти четыре ипостаси славянского Бога Солнца — Коляда, Ярило, Купала и Даждьбог (Световит) — соответствуют четырём астрономическим временам года — зиме, весне, лету и осени.

Но и другие истинные славянские праздники не исчезли, они вновь возрождаются, так как остались в памяти многих славянских народов. Это солнечные праздники наших древних Славяно-Арийских предков, они и ныне остаются на своих местах, а праздновать их или нет — это дело каждого.

Когда наступает осень, её первый месяц сентябрь–вересень:  1 вересня (22.09) — День Осеннего равноденствия (день равен ночи). День слабеющего мудрого осеннего солнца Даждьбога (Световита), именуется Радогощь (Родогощ), Овсень. Праздник собранного урожая.

Астрономически осень начинается — 1 вересня или 22 сентября. Это три осенних месяца, в которые солнце проходит знаки Весов, Скорпиона и Стрельца. Холодные росы, пчела перестаёт носить взятку. Затем встреча осени, первые осенины, провожают закат солнца в поле, с песнями. И последний отлёт ласточёк, обжинки, братское пиво.

Вересень

В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь» — от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола «рюти» (реветь), что в применении к осеннему ветру означало «реветь, дуть, зазывать». Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других — небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. Ещё одно название этого месяца «вересень» объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск. Сентябрь же — «сентемврий», девятый месяц в году, у римлян же был седьмым, отчего и получил своё название (от латинского слова «septem» — седьмой).

Вересень растёт в сосновых лесах, на гарях, торфяных болотах. Вереск образует специфические растительные сообщества — большие заросли, называемые вересковыми пустошами, или верещатниками. Очень хороший осенний медонос, даёт продуктивный взяток в период, когда уже отцвели другие медоносы. Взяток способствует расплоду пчёл на зиму. Вересковый мёд хороший антисептик. Помогает при бронхиальной астме, является очищающим кровь. Кормовое растение применяют в форме настоя в народной медицине как противовоспалительное, антибактериальное средство, при простудных заболеваниях.

1-7 сентября отмечается Макошино Полетье — «старое бабье лето», череда святодней, посвящённых Богине Макоши-Прародительнице, последние тёплые дни уходящего лета. Богиня Макошь — Богиня Вселенской Судьбы, Богиня Закона Кармы.

Макошь дополняет Велеса, что олицетворяет мудрость женскую, попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме, а также покровительствует женскому рукоделию на Земле.

Богиня Макошь — Главная Богиня Руси! Благодаря этой Богине на Руси бытует понятие «неведомой судьбы» так как все нити Судеб в руках у Макоши (Воля которой известна только Роду).

Покровительствуя всецело семейному счастью и процветанию — Макошь является достаточно строгой и требовательной Богиней.

«Род создал Макошь-матушку — Мать-богиню, Судьбу неминучую. Она нити прядёт, в клубок сматывает, Не простые то нити — волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь — От завязки-рожденья и до конца, До последней развязки и смерти. Даже боги пред ней преклоняются, Как и все, они подчиняются Тем неведомым нитям Макоши».

8 — 9 сентября отмечается праздник Рода, Лады и Рожаниц (Осенины, Оспожинки) посвящённый урожаю и связанному с этим семейному благополучию. 

Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки Осенины.

В этот день приносят требу Роду Вседержителю и Роду Небесному (Предкам-Пращурам нашим), а так же прославляют РОД Земной (всех сородичей по Прави живущих): «Богу Роду вовек слава, нам хвала по делам». Хлеб — Символ благополучного лета и здоровья в зимнее время.

Праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на восьмое сентября. После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» — обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.

Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, каша перловая, пшённая или овсяная, ягодное вино), и игрищами. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно, ржаной или овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных.

После праздника Рода и Рожаниц наступает бабье лето. Девушки обращаются к Богородице Ладе, чтобы она послала населению большой урожай. Особый статус Лады обусловил множественность посвященных ей праздников, они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные, с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему циклу праздников и осенних.

В частности, именно у Лады и её дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев. На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом её проведения был холм (красная горка).

Играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая — о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолот хлеба. Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». 

Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.

Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа-сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был Праздник Осеннего солнцестояния. (8-9 по старому стилю) и 22 сентября по новому.

Праздник Урожая — это ещё благодарение Матери Земли! 

Хмель — символ собранного урожая.

В земледельческом календаре этот день называли «Осенинами» или «Оспожинками» и отмечали как Праздник Урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год.

Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «Осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего, заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивали угощение, на которое собиралась вся семья. Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-Сыру-Землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:

«Вейся мы, хмель, перевейся, На нашу сторонку, Как на нашей на сторонке приволье большое! А приволье — то большое, мужики богаты! Что мужики — то богаты, камены палаты! Что камены палаты, двери золотые, Что маковки литые!» 

*********************************************************************

14 сентября — это Закрытие Сварги (Ирий, Вырий). Землю покидает богиня Жива и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима. Заканчивается уборка урожая — люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. 

Духи Предков с этого дня не опускаются на землю. Птицы улетают в тёплые края — славяне верили, что они прилетают в верхний мир, где живут души умерших. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой: «принести весточку от живых к умершим».

Эти дни посвящаются Велесу и свадьбе Велеса и Мары. Велес — один из величайших богов древнего Ведического мира. По славянским представлениям после того, как мир был сотворен Родом, бог Велес привёл этот мир в движение. День стал сменяться ночью, началась смена времен года, за зимой следовала весна, за весной лето, затем осень и снова зима. Коловращение происходило по высшему закону вслед за движением солнца по небу — Посолонь.

С древности символом движения от тьмы к свету являлся знак солнцеворота — свастика. Было важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота. Если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти по «часовой стрелке» — Посолонь. И наоборот, если вправо, то движение жизни пойдёт «против часовой стрелке» — Осолонь, от мира богов к обитателям Тёмных сил — Чернобогу и Нави. Человек, идущий от добра ко злу, станет озлобляться и чернеть душой. До сих пор бытует поверье, что перед каким-либо начинанием, надо трижды плюнуть через левое плечо, за которым стоит злая сила, и тогда всё будет хорошо.

Этот закон правильного движения мира создал бог Велес. Тот закон знали очень немногие — только ведуны и волхвы, служившие Велесу. На границе Яви и Нави стоит Велес. Потому он стоит и на границе мира людей и животных. Он — покровитель домашнего скота и лесных зверей. Ему служит бог Святибор, бог лесов. Велес передаёт веления от Всевышнего — людям. Он вдохновляет поэтов, озаряет их Божественным светом, отраженным от Луны, но имеющим истоком Бога — Солнце.

Потому Велес — хранитель богатств, бог поэзии, он — посредник между богом и людьми, а также он — посредник во всех делах. Мара (Марена, Морена) — Великая Богиня Зимы, Ночи, Вечного Сна и Вечной Жизни. Богиня Мара или Марена Свароговна, одна из трех нареченных сестер Многомудрого Бога Перуна. Очень часто её называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно.

Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а даёт людям Расы Вечную Жизнь в Мире Слави. Считается, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Мидгард-Земли Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой. Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трёхмесячный сон, ибо сказано в Саньтиях Веды Перуна: «Великое Похолодание принесёт ветер да’Арийский на землю сию, и Марена на треть Лета укрывать будет её своим Белым Плащом» (Саньтия 5, шлока 3).

А когда Марена Свароговна уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после Дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Природы на Мидгард-Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растений и животного мира, — наблюдает ещё и за жизнью людей.

A когда приходит время людям из Родов Расы Великой отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена даёт наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь, в Мир Нави или в Мир Слави. Богиня Марена является Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге. Мара-Марена — Зима-Матушка, Богиня Зимы, покоя.

В народных сказках о ней говорится как о Снежной Королеве. Каждый из нас по-своему любит это время года, несмотря на суровые морозы и холода, за его зимнее очарование, белый снежный покров, за внутреннюю тишину, умиротворённость и покой. Всё это — проявления прекрасной Богини Мары. Марена — была один из любимых и почитаемых оберегов на Руси. Вспоминают и чтят богиню, что проведёт народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно Древним Сказам, лежат за Чёрной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

Это также День Огненного Волха — Бога войны, защитника Ирийского сада, мужа Лели дочери Лады. Он был рождён от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Чёрного Змея, владыки Тёмных сил, а мать его — Мать Сыра Земля. Леля освободила Волха от власти подземного мира, и враг небесного мира, грозный и властолюбивый герой, Любовью был превращён в главного его защитника, войну сменил мир.

В народном календаре с этим днём связывали начало осенних работ и окончание жатвы. Считается, что с этого дня начинается отлёт птиц, медведь ложиться в берлогу, а змеи празднуют свадьбу своего царя, после чего начинают впадать в зимнюю спячку.

20 сентября отмечается Листобой, или Стрибог Осенний. В этот день холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями. 

Стрибог — бог космического вихря и повелитель земных ветров. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине Моря-океяна.

Стрибог — в славянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив, прекратить бурю, или любое другое природное явление, связанное с ветром.

Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией. Перун и Стрибог — братья. Сам же постоянно живёт в Море-окияне на острове Буяне и ежедневно создаёт 77 ветров, которые раздувает во все стороны света. Ветры те могут реки высушить и сокрушить леса тёмные. Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим.

Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли — все они дети и внуки Стрибога. Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник. С другой стороны, у славян известна концепция ветра как души (духа).

Славяне отмечают день Стрибога жертвуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу, хлеб, разбрасывая куски по ветру в поле, и вымаливая у него угодных для урожая ветров.

21 сентября День Сварога — самый важный День — День Осеннего равноденствия —  Праздник Небесного Кузнеца. Прошли уже обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). 

Землю сковывает от хляби мороз, влияние Светлых Богов падает. Земля остаётся на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжёлое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. Потому особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. День Осеннего равноденствия  является вторым праздником урожая.

Осеннее равноденствие, или время сбора урожая, традиционно связывалось с заготовлением дикорастущих или зелёных плодов, даров Матери-Земли. Это равноденствие — второй из двух дней в году, когда день равен ночи в Колесе года, окончание сбора овощей, фруктов и оставшихся зерновых.

День равноденствия напоминает о приходе зимы, в этот период проводятся ритуалы симпатической магии, гарантирующие, что зимой хватит пищи: обряд состоит в том, что на празднике сначала демонстрировались, а потом съедались лучшие дары лета.

Симпатическая магия работает на информационном уровне и представляет собой механизмы удалённого ритуального воздействия с изготовлением куклы, напоминающей жертву, и проведении манипуляций с нею.

22 сентября 2012 года — это Новое Лето и Новая космическая Эра! Славянский Новый год приходится на День Осеннего равноденствия, то есть на 22 сентября. 

Кроме того, согласно созвездия (чертога), в котором находится Солнце на небосклоне во время солнцестояния по арийскому или русскому стилю, что соответствует 22 сентября, — определяется Новая космическая Эра. Так вот, 22 сентября 2012 г. наше Ярило-Солнце переходит в созвездие Волка (Белого Пса) под покровительством нашего Прародителя — Бога Велеса, что соответствует Лету 7521 от Сотворения Мира в Звёздном Храме, и началу Новой Славянской Эры Волка или Эры Водолея в современной астрологии.

24 сентября славяне празднуют великий праздник — Радогощ, (Таусень), также приуроченный к Осеннему равноденствию — Новолетию. Это праздник прославления Рода. 

Собран урожай, осеннее солнце — Даждьбог уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Таусень — это также окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и День Осеннего равноденствия.

Это самый великий осенний праздник урожая, во время которого волхв или старейшина «прячется» за яствами (в старину за огромным медовым пирогом), сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?».

Если ответ будет: «Не зрим, батюшка (отче)», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим», то худой, после чего волхв благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!» или «Так дай же Боги, чтобы на следующий год было больше!».

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей с сурьёй (священный напиток), начинается «пир горой» (еда на праздничном столе складывается горкой, которая к концу пира значительно уменьшается).

Согласно славянским верованиям, о сию пору «закрывается» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в сердцах людей, живущих по Прави. В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь.

Волхвы ходят босыми ногами по раскалённым углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!». Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Волхвы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. Таусень вроде колядок и щедровок, колядовать, мальчики ходят по селу и поют под окнами таусенные песни.

На Руси это божество, связанное с Новым летом (годом), со сменою времен года, с началом солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года — прибытка (урожая). Славяне также имели особых богов, связанных с душами умерших, так называемых Радуниц. Радуницам приносились жертвы в виде пиршеств и они непосредственно связаны с Родом, корень Рад/Род. Радуга или  Родока, также связанна с Родом.

Один конец радуги, по поверьям, помещён в воду («пьёт водоёмы»), а другой перекинут «на тот свет», и поэтому мосту души умерших могут попасть в наш мир. Того же корня будет, и слово Радогош, — День Рода. В таком случае слово Радогош можно понять как Угощение Рода, Гостинец Рода. Но в таком случае и глагол Радовать можно понимать как Праздновать Рода, а Радость как Праздник Рода.

Сентябрь — это судьбоносный месяц, и особенно это относится к 2012 году. Так сложились Звёзды на СВА (на космическом небосклоне), что Новое Лето в это время совпадает с началом Новой Славянской эры (эпохи). Поэтому Макошь — Богиня Вселенской Судьбы и Закона Кармы, — будет высказывать каждому решение Божьего Суда. Новолетие — это праздник всего Славянского Рода и каждого Руса.

Праздник Лады-Богородицы и Русских Рожаниц. Праздник Урожая и благодарение Матери Земли. Это Дни нашего Отца, Торца и Создателя — Небесного Кузнеца — Бога Сварога. Это Космический День Осеннего равноденствия. Великий праздник наступления Нового 7521 Лета и Наступления Новой Космической Эры — Эры Волка под покровительством одного их Прародителей Русов — нашего Русского Бога Велеса.

obereg.net.ru

Название старославянских месяцев года

Очень интересно сравнивать название месяцев современное и старославянское. Латинские имена ничего нам не говорят, а вот в славянских можно заметить черты, которые были знаковыми для наши предков. Июль - страдник, время тяжелой работы в поле, октябрь - свадебник, самое подходящее время для гульбы, а декабрь - лютовей, время холодов. Народные названия помогают узнать о жизни селян, о их наблюдениях, приметах. Традиционный календарь назывался месяцеслов.

Март

Именно с этого весеннего месяца обычно начинался год, и не только у славян, но и у евреев, египтян, римлян, древних греков и персов. Традиционно начало нового года крестьяне связывали либо с началом весенних работ, то есть подготовкой к севу, либо с окончанием уборки урожая. Исчислять время по европейскому образцу приказал Петр Первый.

Называли первый месяц года березень - на юге, сухый - на севере Руси, а также протальник, зимобор, белояр. Объяснение названий месяцев в старославянском календаре простое и понятно интуитивно. Сухый, то есть сухой, осушающий весеннюю влагу. Соковик, березень – именно в это время береза начинала давать сок, набухали почки. Зимобор – первый теплый месяц после морозной зимы, побеждающий зиму. Протальник – начинает таять снег. Называли март также пролетным месяцем, так как весну именовали пролетьем. Известны и такие варианты, как капелюжник, утро года, весновей, весновка, грачевник.

Апрель

Название старославянских месяцев часто связано с наблюдениями за природой. Апрель назвали первоцветом и цветнем потому, что в это время начинает расцветать природа, цвести первые цветы и деревья. Снегогоном, потому что таял последний снег, ручейником - из-за капели и многочисленных ручьев, березенем и березозолом - из-за пробуждения ото сна белых берез. Известны также названия лукавец и капризник, ведь погода в этом месяце бывает весьма переменчива, оттепели сменяются заморозками. Так как месяц приносил первое тепло, именовали его и парильником. Как можно заметить, из-за разницы в климате в одной местности апрель ассоциировался с цветением трав, а в другой - только со сходом снега.

Май

Старославянские названия месяцев года рассказывают нам о том, какие процессы происходили в это время. Самое распространённое наименование мая – травный, травник, так как именно в этом месяце начинается буйный рост растительности. Это третий пролетный месяц. У мая существует и множество народных названий: цветень (начало цветения многих растений), ярец (в честь бога Ярилы), листопук (появление пучков травы и листьев), мур (появляется трава-мурава), росеник (из-за обильной утренней росы).

Июнь

Старославянские названия месяцев года могут и удивить, так как многие слова употреблявшегося языка забыты. Например, чаще всего месяц июнь именовался изок. Так называли распространенное насекомое – обыкновенного кузнечика. Именно в июне их пение можно услышать чаще всего. Ещё одно часто встречающееся название – червень, из-за появления красильных червей. Можно услышать и кресник (от огня, креса), скопид, хлеборост (копит урожай хлеба на весь год). За обилие красок, света: разноцвет, светлояр, розан-цвет, цветущий, румянец года.

Июль

Старославянские месяца соответствовали одному из четырех времен года. Серединой лета был июль, потому его называли макушкой лета. Чаще всего можно услышать имя червен из-за многочисленных ягод и плодов, имеющих красный цвет. Наступает полный расцвет липы, она выделяет сладки липкий сок, поэтому второе распространенное наименование - липень или липец. Страдник – от тяжелых страдных работ на полях, грозник – от многочисленных гроз.

Август

Название месяцев на старославянском языке может отражать занятия крестьян в это время. В августе начинается уборка хлеба, поэтому чаще всего его называли жнивнем или серпенем. Известны названия хлебосол, хлебовень, капустник, разносол. Густарь, густоед – в этот месяц обильно, густо едят. Межняк – как межа, граница между летом и осенью. На севере благодаря яркому сиянию зарницы были в ходу наименования зарев и зорничник.

Сентябрь

Старославянские названия месяцев года и современные могут весьма отличаться. Так, древним русским названием сентября был рюинь или ревун, руен – от осеннего рева оленей и других зверей, возможно, и ветров. Хмурень намекает на изменение погодных условий, пасмурное, хмурое небо, частые дожди. У названия вресень, вересень несколько версий происхождения. На Полесье произрастает невысокий вечнозеленый кустарник, медоносный вереск. В августе-сентябре начинается его цветение. Другая версия гласит, что подобное название могло произойти от украинского слова «врасенец», что обозначает иней, который уже может появляться по утрам. Ещё одно наименование сентября – рябинник.

Октябрь

Название старославянских месяцев часто очень ярко характеризует погодные условия. Можно легко догадаться, что под именем листопад скрывается именно октябрь, месяц, в котором начинается обильное опадание листьев. А сельский житель может узнать его и под другим наименованием – падзерник, ведь именно в это время начинают драть, мять лен и коноплю. Из-за частых дождей и сырой погоды можно услышать ещё одно название – грязник. Заканчивались основные сельскохозяйственные работы, закрома были полны, самое время заключать браки, поэтому из-за многочисленных свадеб – свадебник. Октябрь на Руси нарекали и листобоем, желтнем из-за золотой осени. Он пропах капустой, поэтому – капустник. А ещё хлебник и древопилец.

Ноябрь

Есть в древнерусском языке такое слово – «груд». Это замерзшая со снегом земля, даже замерзшая зимняя дорога называлась грудным путем. Вот и подаривший первые морозы ноябрь чаще всего наименовали грудень, грудный или грудной месяц. Ноябрь богат на имена: листогной, листопад (опадают последние листья, октябрьское золото начинает превращаться в перегной), мочарец (обильные дожди), снеговей и полузимник (от первого снежка в начале месяц переходит к настоящим сугробам и морозам), бездорожник, лета обидчик, запевка зимы, канун зимы, ворота зимы, сумерки года (рано темнеет), солнцеворот (быстро уменьшается день), твердолоб, семерка года, месяц санного первопутка (начинают выезжать на санях).

Декабрь

В холодную пору года так и просятся на язык такие простые и говорящие имена, которыми называли старославянские месяца. Наши предки нарекли декабрь студеным, студнем, стужайлой, стужилой, из-за морозной стужи, обыкновенной в эту пору. Лютует зима-матушка, отсюда и названия лютый, лютовей, лютень. Сугробы уже глубокие – снежань. Одолевают холодные сильные ветра и метели – ветрозим, ветрозвон, заверняй, ознобень, тянуга, заморозь.

Название старославянских месяцев не всегда явное. Оно может помочь современному человеку немного иначе взглянуть на привычные вещи. Январь у нас ассоциируется с самым разгаром зимы, её серединой. А вот в старину он назывался просинец. В это время погода чаще становится ясной, начинает показываться синее небо, становится больше солнечного света, увеличивается день. Народные названия: перелом зимы, сечень (зима рассекается на две половины), васильев месяц, перезимье. Морозы все ещё сильны и не ослабевают – лютовей, трескун.

Февраль

Название старославянских месяцев может быть одинаковым для разных отрезков времени. Хороший пример – зимние месяцы, особенно февраль. Распространённое славяно-русское название – сечень. Но часто встречалось и снежень, лютый, вьюговей, то есть названия, характерные и для других зимних месяцев. Одно из интересных названий – бокогрей. В теплые деньки скотина покидала хлев, чтобы под солнышком погреть бока. Враль – с одной стороны бочок греет, а с другой – студит. Ещё одно народное название – широкие дороги. Считалось, что именно в феврале лесные животные создавали пары, поэтому месяц могли называть звериным свадебником.

fb.ru

Названия месяцев в славянских языках

Славянские языки в основном сохранили свои исконные названия месяцев, связанные с явлениями погоды, земледельческим календарем, языческими праздниками или другими вполне понятными явлениями. К сожалению, некоторые языки (русский, болгарский, македонский и сербский) отказались от родных двенадцати месяцев и пользуются латинскими. Скорее всего, такой переход связан с принятием православия и борьбой с языческими пережитками в головах народа. Такие пережитки часто находили отражение в названиях месяцев и организации ритуального года. В связи с тем, что болгары, русские и сербы имели достаточно непрерывную государственную историю – эти названия месяцев (латинские, хотя в эти языки, скорее всего, попали из греческого) прочно закрепились в языке.

Другие же языки – например, хорватский, украинский, чешский, переживая период возрождения в XIX веке, связанный с философскими идеями романтизма, сознательно отказались от чужых названий месяцев в пользу исконно славянских. Собственно говоря, региональные особенности употребления названий месяцев и обусловили некоторые незначительные особенности в различных славянских языках. Итак, не обращая внимания на русский, болгарский, македонский и сербский, где используются всем знакомые латинские месяцы.

Январь: leden – в чешском – все понятно, название месяца происходит от корня led (рус. лёд); польский styczeń, хорватский sječanj и украинский січень происходят от глагола «сечь» и, видимо, связаны с метелями, которые обычно в этом месяце немилосердно секут по лицу; белорусский студзень – студеный месяц, а словенский prosinec – месяц в котором холодно, аж до состояния, когда кожа становиться синей, «просинеть», а вот происхождение верхнелужицкого wulki róžk не совсем понятно. Однако стоит отметить, что январь по-словенски – это декабрь по-чешски (также prosinec).

Февраль: климат Словении снова отстает на месяц от братьев славян и второй месяц года у словенцев происходит от того же корня, что у остальных славян первый – svečan; большая же часть славян прозвала февраль лютым месяцем (укр. лютий, бел. люты, польс. luty); хорватский veljača – вероятно связан с языческим праздником Великой ночи, выпадающим на середину февраля, а чешский únor исследователи связывают с глаголом nořit (se) – нырять и связывают название месяца с зимней рыбалкой; верхнелужицкий mały róžk по-прежнему не совсем понятен, хотя определенно меньше января.

Март. Во многих славянских языках он связан со сбором березового сока: укр. березень, бел. сакавік, чеш. březen; в словенском языке третий месяц года связан, прежде всего, с высыханием земли sušec; верхнелужицкий март обозначает поворот года к лету, на лето nalĕtnik, а хорватский ožujak – связан с глаголом лежать и, вероятно, обозначает последний месяц крестьянского отдыха перед полевыми работами; польский язык в начале весны сдал позиции и воспользовался латинским словом, переработанным под особенности польской фонетики marzec [мажец].

Апрель - это месяц, связанный с пробуждением природы. В украинском (квітень) и польском (kwiecień) название этого месяца связано с цветением, в чешском (duben) с появлением листьев дуба, в хорватском (travanj) и словенском (mali traven) апрель – месяц прорастания травы. Особо выделяются здесь белорусский язык, где в названии этого месяца подчеркивается общая красота природы (красавiк) и верхнелужицкий, где название апреля jutrownik происходит от слова jutro – завтра и, вероятно, обозначает скорый приход лета.

Май. Этот месяц вызывает латинские рецидивы в польском (maj) и белорусском (май) языках. В чешском имеет запоздалую символику цветения (květen). В верхнелужицком языке конкретизируется тематика цветения природы до цветения конкретно розы (róžowc). Украинский (травень) и словенский (veliki traven) языки продолжают в мая тематику появления травяного покрова земли, причем словенский язык в прямом смысле продолжает эту тематику с апреля. Только хорватский язык выделяется на этом фоне оригинальностью (svibanj) и связан с завязыванием плодов кизила (хорв. svibovina).

Июнь. Первый месяц лета показывает некоторую климатическую разницу между ареалами расселения славян. Если у хорватов он связан с цветением липы (lipanj), то у словенцев еще цветет роза (rožnik), которая отцвела еще в прошлом месяцев верхнелужицком языке. В основном славяне называли июнь красным месяцем, то ли из-за общего благолепия природы, то ли в силу созревания (покраснения) первых ягод. Отсюда украинский червень, польский czerwiec, чешский červen и белорусский чэрвень. Верхнелужицкий язык снова выделяется из толпы собратьев, называя июнь smažnik, что значит жаркий, жарящий.

Июль. В украинском (липень), белорусском (ліпань) и польском (lipiec) связан с цветением липы. Чешский продолжает в июле тему созревания ягод (červenec), а хорваты (srpanj) и словенцы (mali srpan) в этом месяце уже брались за серп и начинали жатву. Происхождение верхнелужицкого pražnik связывают с началом винокурения и брожения плодово-ягодных культур.

Август - традиционное время жатвы в Чехии (srpen), Польше (sierpień), Украине (серпень), Белоруссии (жнiвень) и Верхнелужицком языке также (žnjec). Эти страны присоединились к Словении, которая жнет уже второй месяц (veliki srpan), а хорваты в августе уже отвозят зерно (kolovoz = kolo (круг, колесо)+voz).

Сентябрь. Этимологически, пожалуй, самый непонятный из всех 12 месяцев. Верхнелужицкий язык однозначно говорит нам об окончании жатвы – požnjec (букв. после августа). Чешский сентябрь (září), вероятней всего, время охоты říje (гон). Хорватский rujan также, вероятно, назван в честь периода охоты и происходит от архаического глагола rjuti, обозначающего спаривание животных. Название сентября в украинском (вересень), польском (wrzesień), белорусском (верасень) традиционно связывают с цветением вереска. И, наконец, в словенском языке kimavec имеет туманное происхождение.

Октябрь. Чешский říjen также связан с охотой как и предыдущий září и происходит от того же слова. Словенский vinotok и верхнелужицкий winowc безусловно связаны с виноделием. А украинский (жовтень) и белорусский (кастрычнiк) с появлением желтых листьев в кронах деревьев. В Хорватии в этом месяце опадает листва (listopad). А вот польский październik связывают с обработкой льна и конопли, в название возводят к paździerze – слову, обозначавшему какой-то побочный продукт переработки льна и конопли.

Ноябрь практически повсеместно связан с опаданием листвы: listopad – в чешском, польском и словенском, листопад – в украинском, лiстапад – в белорусском. Лишь в хорватском – это холодный месяц (studeni), а в верхнелужицком – месяц, поворачивающий год на зиму (nazymnik).

Декабрь. В чешском (prosinec) и хорватском (prosinac), подобно словенскому январю этот месяц связан с жутким холодом, в белорусском языке фиксируем появления снега (снежань); в украинском (грудень), польском (grudzień) и словенском (gruden) – это месяц первых морозов и замороженных комьев (груд). А в верхнелужицком – это самый сытый месяц года (hodownik), когда закрома после сбора урожая еще полны.

Западно славянские языки Южнославянские языки Восточнославянские языки
чешский польский верхнелужицкий хорватский словенский украинский белорусский русский
leden styczeń wulki róžk sječanj prosinec сiчень студзень январь
únor luty mały róžk veljača svečan лютий люты февраль
březen marzec nalĕtnik ožujak sušec березень сакавiк март
duben kwieceń jutrownik travanj mali traven квiтень красавiк апрель
květen maj róžowc svibanj veliki traven травень май май
červen czerwiec smažnik lipanj rožnik червень чэрвень июнь
červenec lipiec pražnik srpanj mali srpan липень лiпень июль
srpen sierpień žnjec kolovoz veliki srpan серпень жнiвень август
září wrzesień požnjec rujan kimavec вересень верасень сентябрь
říjen październik winowc listopad vinotok жовтень кастрычнiк октябрь
listopad listopad nazymnik studeni listopad листопад лiстапад ноябрь
prosinec grudzień hodownik prosinac gruden грудень снежань декабрь
Остальные славянские языки, подобно русскому, используют латинские названия месяцев

Итак, видим, что в отличие от латинских названий месяцев, посвященных богам, исконно славянские – связаны с хозяйственной деятельностью и погодными изменениями. Таким образом, они становятся интереснейшим материалом для этнографов, историков и собирателей фольклора. К тому же, славянские названия месяцев куда ближе и логичней, нежели латинские заимствования.

Денис Краликаускас(Lgroup)

skypestudy.ru

Славянские названия месяцев — Держава Русь

Славянские названия месяцев – это образная Руника. Названия месяцев состоят из двух Рун, при этом вторая Руна у всех месяцев одинаковая – ЛЕТЪ (Лето), потому что месяц — это часть Лета; а первая Руна показывает образ, какая именно часть Лета.

Исключение только первый месяц — Рамхатъ, потому что здесь образ — Начало нового Круга. Т.е. после завершения очередного Лета, мы вновь подходим к началу всего — Ра-М-Ха, он утверждает (Т) и сотворяет (Ъ) новый Круг, как бы начало новой Жизни.

Названия месяцев — Образы

— Руна Летъ, она есть в названии каждого месяца, потому что это части Лета; меняется только первая Руна (Ай, Бэй, Гэй, Дай, Э, Вэй, Хей, Тай), которая и раскрывает образ данной части Лета. [* Буквица Еръ (Ъ) — «О»-краткая]

1. Рамхатъ (сентябрь, октябрь) – месяц Божественного Начала. Т.е. Ра-М-Ха сотворил (Ъ) и утвердил (Т) новое светлое, чистое Лето, новый Круг.

2. АйЛетъ (ноябрь) – месяц Новых Даров. Руна Ай означает – полный достаток, т.е. полные закрома. К этому времени собрали урожай, на Любомир сыграли свадьбы, встретили Новолетие, молодым построили отдельный терем с хозяйственными постройками. Т.е. начинается новая жизнь с полного достатка, с подарков, со своего хозяйства с животинами, со всего.

3. БэйЛетъ (декабрь) – месяц Белого Сияния и Покоя Мира; это белая часть Лета. Сияние Мира Слави, Божественный уровень чистоты, ощущение полного покоя в Душе.

4. ГэйЛетъ (январь, февраль) – месяц Вьюг и Стужи. Т.е. Гэй – лютый, суровый. Поэтому в «народном календаре» февраль – это лютень. Но у славян было 9 месяцев, а христиане переделывали под 12.

5. ДайЛетъ (март) – месяц Пробуждения Природы. То есть, это часть Лета, когда Природа даёт жизненные силы: листики распускаются, поля наполняются силой, звери просыпаются, всё пробуждается, возрождается, оживает.

6. ЭЛетъ (апрель) – месяц посева и наречения. Заметьте, образ «ГЭЙ» — это вьюга, стужа, а вьюга она как бы сеет снегом, ледяными частицами, обильные снегопады и прочее, т.е. образ сеющий. Здесь уже просто «Э» — посев, без стужи. Но посев не только зерна в землю, а ещё Слово внутрь человека, т.е. Обряд Имянаречения, когда в человека закладывают тайное имя, новое имя, т.е. как бы вновь человек рождается.

7. ВэйЛетъ (май, июнь) – месяц Ветров. Образ Руны Вэй – веять, а веет ветер. Т.е. эта часть Лета, когда Стрибожьи внуки просыпаются и начинают гулять, часто ураганы, суховеи.

8. ХейЛетъ (июль) – месяц Получения Даров Природы. Образ «Х» — положительная сила. И заметьте, месяц посева у нас «Э», а здесь как её противоположность «Е», перевёрнута в другую сторону, т.е. там мы посадили, а здесь — получили.

9. ТайЛетъ (август) – месяц Завершения. Руна Тай – вершина, предел, завершение чего-либо, допустим: ТайГа – конец пути. Т.е. ТайЛетъ — завершение Лета, завершение Круга, отсюда и КругоЛет (Круг Лет).

* Не месяц, а часть Лета.

См. также:

Рубрика: Древнеруский язык

derzhavarus.ru

Славянские названия месяцев — мудрость народного календаря

Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Новолетие справляли весной али осенью, а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев. О том, каким видели год наши Предки, рассказывают славянские названия месяцев да поговорки, что хранит земля северная. О том в новой статье поведаем.

Название месяцев по народному календарю отражает, чем в это время природа богата. В январе растет день, растет и холод, а весной и оглобля травой за ночь зарастает. Славяне то издревле примечали, да давали народные названия месяцев, подсказывающие, чего от матушки-природы ждать следует.

Сколько календарей было у славян?

Издревле пользовались славяне природным календарем, Месяцесловом. Его вышивали каргопольские мастерицы на старинных сарафанах да передниках. Славянские названия месяцев в разных местностях ведали свои. На юге «червень», месяц созревания ягод, уж в июне наступал, на севере – в июле. Народные названия месяцев отражали дары природы, характерные для определенного сезона, оттого и разнились для юга и севера. А всё одно были частью единого природного календаря!

Каргопольский календарь на переднике и сарафане

После пришла к нам христианская вера, да иноземные названия месяцев в календаре. Так появились на Руси три календаря сразу: календарь «мирской», который знаем нынче, церковный с христианскими праздниками, да земледельческий, с традиционными народными славянскими названиями месяцев.

Народные названия месяцев у славян

Славянские названия месяцев, будто образы младых парней, зрелых мужей да стариков проходят перед нами в хороводе. Кто ласков, добр, да, подобно юному парню, малыми богатствами владеет, а кто суров, да большую мудрость хранит.

Открывает год январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим. Знамо, скоро февраль, Сечень, в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей. Ну, а в народе начиналось время смотрин:

—Чтоль по первой порошѣ,

Чтоль по первой порошѣ,

Шелъ парень хорошiй.

По другой порошѣ,

Бѣлой кудреватой.

Не путемъ шелъ, не дорогой –

Чужею межою.

Не чужею шелъ межою–

Къ сударушкѣ въ гости.

Славянские названия месяцев зимы: Студень, Просинец, Сечень

Окончится зима, придет весна! Всем красна, да голодна. Славянские названия месяцеввесенних: Зимобор, Протальник (март); Березень, Снегогон (апрель); Травник, Цветень (май). Зимобор, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия, Бога Ярило встречаем.

Апрель, Снегогон, богат водой. А ещё апрель – Березень месяц, в березах сок двигается, люди начинают к посеву готовиться – апрель с печи сгонит! Цветень, май месяц время долгожданное! Майская травка и голодного кормит! Да май разным бывает. В добрый год и в чистом поле спать можно, в худой – и на печи холодно. Травень месяц – ещё не лето.

Народные названия месяцев весенних: Зимобор, Березень, Травник

Другое дело июнь – Разноцвет, Хлеборост. Цветы да травы всюду растут, радость в жизнь приносят. Хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть. Находится время в июне и для праздника макушки лета – встречи Бога Купало.

Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Червень. Червень – от того, что поспевают в лесах, в садах ягоды червонные, черно-красные. Июнь месяц богатый, а август ещё богаче будет! Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа. Начинается жатва, праздник спожинки, пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают. Что ждет осенью?

— Какъ ходили мы съ тобой, бѣлая лебедушка,

По изюмныя по красныя по ягодки,

Мы ходили-красовалися,

Мы гуляли-ликовалися!

Славянские названия месяцев лета: Разноцвет, Страдник, Жнивень

Откроет осень сентябрь, Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Сказывают ещё, холоден сентябрь, да сыт. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.

— Соловьи жупятъ по-лѣтнему,

Птички жупятъ по-межонному.

Просидѣла красна дѣвушка

Со головки дорогу волю

Со косы да алы ленточки —

По прозванью косоплеточьки.

Хоть сидитъ не отсидитися.

Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем, когда мужик живет с оглядкою. Листопад, октябрь, щедрых плодов не дарит. Кто не успел подготовиться к зиме, тому худо нынче будет. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца Грязень. Ноябрь, Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.

Названия осенних месяцев в народном календаре: Хмурень, Листопад, Грудень

Завершает год декабрь, Студень. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Декабрь Солнцеворотом славен! Как повернется солнышко, встретим молодого Коляду, начнется новый круг, новая встреча с двенадцатью славянскими месяцами!

Источник

v-istok.ru


Смотрите также