Возраст по годам


Возраст

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст — от рождения до начала периода полового созревания (12—13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) — от 12—13 до 16 лет у девочек и от 13—14 до 17—18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5—6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) рост утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14—15 годам появляются все постоянные зубы, кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов — пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных половых признаков, наступлению менструаций у девочек и появлению поллюций у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст — от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка — 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст — от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст — от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис — климактерический, особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст — от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст — свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам — лобные и носо-губные, к 25 годам  у наружных краев глазницы позади ушей, к 30 годам — подглазничные, к 40 годам — шейные, к 55 годам — на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого костного возраста. В основе его определения лежат закономерности в окостенении скелета, связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12—14 мес. у девочек и в 16—18 мес. у мальчиков. Синостозы в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей предплечья. Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей. Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период внутриутробного развития, в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,— от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) — от 3 до 7 лет; 5) младший школьный — от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) — от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая желтуха и альбуминурия, физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной асептики в уходе за ребенком такого возраста (см. Новорожденный).

Грудной возраст. Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и пищеварения. Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных   механизмов  делает  детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2—5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. Грудной ребёнок).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается речь. В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте заболеваемость острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной иммунизации ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте (ревматизм, функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст. В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. Гормоны половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в вегетативной нервной системе (неустойчивость пульса, головокружения и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также Вес тела.

www.medical-enc.ru

Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2019

Над созданием возрастных категорий людей по годам работали демографы и социологи всего мира. Показатели играют важную роль и являются основой демографии как науки.

Понятие взросления

Время от рождения до прихода старости чрезвычайно условное понятие. В разные времена во множестве стран ученые занимались созданием единой системы.

Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня. Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.

В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:

  • совершеннолетие;
  • возраст вступления в брак;
  • трудоспособный;
  • репродуктивный;
  • пенсионный.

В каждой стране законодательством установлены свои права и обязанности с исполнением определенного количества лет, такие как: право голосования, возможность избраться на тот или иной пост, право подачи документов в высшее учебное заведение, право юридической и административной ответственности.

Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.

Возраст общепринято исчислять в годах, однако счёт идёт на недели и месяцы в первый год жизни младенца.

В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.

Понятие о возрастных категориях

Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.

К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни. Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности.

В экономике принята классификация из 3-х групп:

  • дотрудоспособный;
  • трудоспособный;
  • послерабочий.
Возрастные категории людей по ВОЗ

Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.

Он разбил население на 3 основных группы:

  • Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
  • Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
  • Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.

Возрастные категории людей по годам (разделения) условны.

Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.

Возрастная классификация в России

Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.

Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.

Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.

В этом документе периоды утвердили следующим образом:

  • от 45 до 59 — зрелый возраст;
  • преклонным называли промежуток между 60 и 74;
  • категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
  • под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.

Современная демографическая структура в России характеризуется так:

Название группыКоличество лет
Новорождённыеот 0 до 7 дней
Грудныеот 7 суток до 12 месяцев
Ясельный периодот года до 3 лет
Дошкольный периодот 3 до 7
Отрочествоот 7 до 17 лет
Молодежьот 17 до 30 лет
Зрелыеот 30 до 55 лет
Пожилыеженщины — 55+;

мужчины — 60+

Долгожители80+

Мировой стандарт ВОЗ

Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.

Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.

Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.

Социальные исследования доказывают организации, что физические и психологические характеристики людей отличаются даже по разбивкам на пятилетние периоды: от 59—64 года, от 65—70 лет, от 71—76 года и другие.

По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени.

Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.

Она насчитывает 8 основных групп:

  • раннее детство – возраст до 1 года;
  • дошкольный период – от 1 до 4 лет;
  • школьный период – от 5 до 14;
  • юность – от 15 до 24;
  • возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
  • зрелый период – от 45 до 65;
  • ранняя старость – от 65 до 75;
  • старость – 75 и старше.

По истечении более чем полувека структура американской классификации лишь немного видоизменилась, такой, по мнению ВОЗ, она предоставлена в современное время:

Название группыКоличество лет
Молодой возрастот 18 до 44 лет
Средний возрастот 45 до 59 лет
Пожилой возрастот 60 до 70 лет
Старческий возрастот 75 до 90 лет
Долголетие90+

Биологический возраст

Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».

Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.

На основе этих данных делается заключение и выясняется, насколько процесс старения человека соответствует среднестатистическому эталонному показателю. Таким образом, медицина и вовсе отрицает любую классификацию возрастов, продвигая идеи индивидуального подхода к каждому отдельному индивидууму.

Цели ВОЗ в данной сфере

В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.

Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.

Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 4\5 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.

Видео о возрастных категориях

Что такое старость и старение:

healthperfect.ru

Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов, рассматривающих данный вопрос с социальной, психологической и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

к содержанию ↑

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:

  1. Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
  2. Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
  3. Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).

В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

к содержанию ↑

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Категория

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

Дети

новорожденные

Появление на свет является серьезным кризисом для ребенка, поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

до 1 года

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

1- 3 лет

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает агрессию.

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

3- 7 лет

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется самооценка, активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

8 -10 лет

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Подростки

11-16 лет

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

17-21 год

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную уверенность в себе, осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — определение будущей профессии.

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой влюбленности.

Взрослые люди

22-35 лет

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, рождения детей.

36-45 лет

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

к содержанию ↑

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:

  • хронологического (количество лет по паспорту);
  • биологического (показатели функционирования организма);
  • психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).

Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

к содержанию ↑

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

  • раннее детство: младенчество, ранний детский возраст;
  • детство: дошкольный возраст, младший школьный возраст;
  • подростки: младший подростковый и старший подростковый периоды.

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.
к содержанию ↑

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача.

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.

Итак:

  • до года — доверие или недоверие;
  • до 3 лет — сильная воля или слабая воля;
  • от 3 до 7 — инициативность или пассивность;
  • от 7 до 12 — уверенность в себе или неуверенность;
  • от 12 до 18 — верность себе или диффузия;
  • от 18 до 25 — любовь или чувство исключительности;
  • от 25 до 65 — забота или одиночество;
  • от 65 — мудрость или презрение.
к содержанию ↑

Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским:

  • новорожденность;
  • раннее детство (1-3 года);
  • дошкольный период (3 -7 лет);
  • школьный возраст (7-;11 лет);
  • пубертатный возраст (15-18 лет);
  • юность (19-25 лет);
  • молодость (20-30 лет);
  • граница молодости и среднего возраста (30-45 лет) — кризис творческой активности, вызванный формированием профессиональной состоятельности одновременно с нарастанием рутины;
  • средний возраст (30-45 лет);
  • зрелость (45-;60 лет);
  • пожилой возраст (после 60 лет) — кризис подведения итогов из-за изменения социального положения, замедления привычного ритма жизни.

Выготский и его периодизация развития психики:

к содержанию ↑

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:

  1. Оральная (до года). Ребенок получает удовольствие в процессе грудного вскармливания.
  2. Анальная (1-3 года). Основной эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника, поскольку ребенка приучат к опрятности.
  3. Фаллическая (3-5 лет). Пик детской сексуальности. В это время зарождаются движущие сексуальные комплексы — Электры и Эдипов.
  4. Латентная (5-12 лет). Сексуальное развитие отходит на второй план, вытесняемое социальными интересами.
  5. Генитальная (12-18 лет). Формирование сексуальных стремлений.
к содержанию ↑

Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни.

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Возрастная классификация Всемирной организации здравоохранения

Содержание статьи

  • Классификация ВОЗ
  • Влияние возраста на человека
  • Опрос

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.

Классификация ВОЗ

Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:

ВозрастВозрастной период
18-44 летМолодость
44-60 летСредний возраст
60-75 летПожилой человек
75-90 летСтарческий период
90+ летДолгожитель

При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Опрос

 Загрузка ...

agesecrets.ru

Возрастные категории населения. Возрастные категории людей по годам

Возраст – это не только количественное и абсолютное понятие. Он ещё существует в качестве этапа в процессе психологического и физического развития. Причём довольно долгого. От рождения и до самой смерти, если быть точнее. Десятки лет, а у некоторых – около или более ста. И, соответственно, не могли не образоваться возрастные категории и периоды жизни, которые во многом пересекаются друг с другом. Впрочем, об этом можно рассказать и более подробно.

Младенчество

Если говорить про возрастные категории, то начинать необходимо с самого раннего периода. И это, естественно, младенчество. Которое тоже делится на определенные категории. Первый период (неонатальный) длится с момента рождения и до 1-го месяца. Определяется он слабым эмоциональным развитием – у ребёнка слишком «обобщенное» состояние. А сам младенец требует постоянного участия родителей в каждом процессе его жизни.

2-й период – от двух до трёх месяцев. Он характерен более развитой эмоциональной системой. Можно заметить, что младенец уже умеет огорчаться и улыбаться знакомым людям, даже фокусировать внимание на лице.

Следующий период длится от 4 до 6 месяцев. У ребёнка уже более-менее окрепшая эмоциональная и сенсорная система. Он узнаёт людей, которые постоянно находятся рядом с ним, отличает знакомых от чужих, умеет определять направление, откуда исходят звуки.

В период с 7 месяцев до 1,5 года у ребёнка происходит формирование и обучение двигательным способностям. Когда его возраст превышает отметку 2 лет, начинается время повышенной двигательной активности. И сам ребёнок переходит в другую возрастную категорию.

Детство

Это довольно долгий период. Который делится ещё на несколько. На раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7). Первую категорию ещё нередко называют ясельным периодом. Это условное деление, которое связано, преимущественно, с причинами социального характера. Ребёнок, который прошёл сначала через ясли, а потом и через детский сад, не испытывает в дальнейшем трудностей с вписыванием в новый коллектив (класс в школе).

Если говорить про возрастные категории, то такая ячейка, как школьники, может считаться одной из самых сложных в психологическом плане. Поскольку именно в период обучения формируется личность ребёнка и закладывается определённая «основа», которая сыграет свою роль в будущем.

К тому же дети, относящиеся к школьной возрастной категории, интенсивно растут во всех планах. Происходят такие процессы, как окостенение позвоночника и рост скелета, нарастает мышечная ткань, нервный аппарат мышц заканчивает формироваться, но зато увеличивается легочная ткань, ёмкость лёгких и их объём. И, конечно, ранние возрастные категории детей характеризуются функциональным развитием головного мозга. К 8-9 годам у ребёнка уже наблюдается твёрдо установленный тип высшей нервной деятельности.

Подростковый период

Его также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные категории. Данный период неоднозначен. Девочки считаются подростками от 10 до 18 лет. Мальчики – от 12 до 18.

Дети этого возраста переживают переломные моменты в развитии организма, ведь происходит половое созревание. Деятельность эндокринной системы меняется, как и функциональность органов. Дети начинают расти интенсивнее, наблюдается увеличение массы тела. Выработка гормонов усиливается, что отражается на психосоциальном развитии. Подростковый период завершается вместе с окончанием полового созревания. И дети переходят в другую возрастную категорию.

Юность и молодость

Здесь уже большую роль играет психологический аспект, а не биологический. И мнения расходятся. Так, например, психолог Э. Эриксон считает, что юность длится с 13 до 19 лет, после чего наступает молодость, которая продолжается до 35-летнего возраста. В этот период личность начинает «зреть», реализовывать себя и, как правило, вступать в отношения.

А вот если обратиться к классификации АПН СССР, определённой в 1965 году, то вслед за подростковым периодом следует юношеский возраст. Но для девушек он начинается в 16 и заканчивается в 20, а для парней длится с 17 до 21.

Если говорить о биологической составляющей, то у людей данной возрастной категории наблюдается окончательное завершение физического развития. Но только у парней тело ещё не достигает силы и крепости, свойственной взрослому мужчине. То же самое касается и девушек. Фигура юных леди явно отличается от тех, которыми обладают женщины, прошедшие через роды. И вот в биологическом плане понятие молодости условно именно поэтому. Особе может быть 19 лет, и, по сути, психологически она считается девушкой. Но если она родила ребёнка, то тело её утрачивает молодость. И называть её объективно женщиной, а не девушкой.

Средний возраст

Или, как его ещё принято называть, зрелость. Рассказывая про возрастные категории людей по годам, её нельзя обойти вниманием. Считается, что это – самый длительный период. Традиционно длится от 21 года до 60 лет у мужчин, и от 20 до 55 – у женщин.

Таблица возрастных категорий показывает, что он делится на два периода. Первый – от 21-20 до 35. Характеризуется стабильной работой организма. После 35 у среднестатистических людей начинается нейроэндокринная перестройка. Основные физиологические показатели медленно, но прогрессивно снижаются. Возможно появление первичных признаков заболеваний, которые обычно одолевают людей старшего возраста. Но если человек здоров, ведёт правильный образ жизни – то всё это может отложиться на неопределённый срок. Опять-таки, возрастные категории людей - это одно, а то, как они распоряжаются своим здоровьем, – совсем другое. В 20 лет можно выглядеть на 35, и наоборот. У некоторых «особ» и в 25 почки отказывают.

Специфика зрелости

Специалистам, изучающим возрастные категории населения, удалось выяснить немало интересных и полезных данных. Например, смертность людей зрелого возраста от злокачественных образований за последние 60 лет увеличилась в три раза.

А из-за того, что ко второму периоду зрелости человек всё чаще начинает ощущать утомлённость от постоянной работы и одинакового образа жизни, начинают проявляться различной формы патологии. Это травматизм (бытовой и производственный), опухоли, сердечно-сосудистые недуги. Во многом из-за того, что человек перестаёт критически себя оценивать, – ему кажется, что он так же молод и полон сил, как и в 25. Но если ему 50, то он уже не может делать что-либо так, как он с этим справлялся лет 20 назад.

А сердечно-сосудистые заболевания – это и вовсе печальная тема. Они возникают из-за того, что постоянно сопровождает современного человека по жизни: стресс, нервное напряжение, депрессия, нерациональное питание, нехватка двигательной активности, курение, алкоголь. Вдобавок к этому, в период среднего возраста прибавляются дополнительные психические нагрузки, которые появляются по личным и семейным причинам.

Пенсионный возраст

В него вступают мужчины и женщины, которым исполнилось 60 и 55 лет соответственно. Признаки старения нарастают: изменяется структура волос и кожного покрова, становится другой походка, преображаются очертания фигуры. Пенсионный возраст сопровождается уменьшением массы сердца и его частотных сокращений. Кровеносные сосуды теряют эластичность, определённый объем крови тоже теряется. Изменяется и дыхательная система. Грудная клетка из-за изменений в сухожилиях и окостенения рёбер перестаёт быть такой подвижной, как раньше. И лёгкие, соответственно, не могут справляться со своей задачей по-прежнему «бойко».

Но, конечно, тут тоже всё зависит от физиологии. Люди могут отлично выглядеть и чувствовать себя прекрасно и в 65 лет, и в 70. Опять-таки, имеет значение образ жизни и то, насколько человек «устал» за время своего существования. Возрастные категории людей по годам – это одно. Но то, как они чувствуют себя в психологическом плане, – совсем другое.

Старчество

Это – последний промежуток жизни, выделяется он условно. Длится обычно от 75 до 90-100 лет. Но это в наше время. Вообще, возрастная периодизация – странная и неоднозначная тема, особенно если она касается людей, которым «за 35».

Вспомнить, хотя бы, конец XIX века. Тогда глубокими стариками, которым уже пора бы на покой отправиться, считались люди 45-50 лет! И это, на самом деле, воодушевляет в наше время. Выходит, старость постепенно «отступает», и продолжительность молодых возрастов вследствие этого увеличивается.

fb.ru

ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА

Авторы: А. Г. Волков, И. С. Кон

ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА, пе­ри­од от ро­ж­дения че­ло­ве­ка до то­го или ино­го от­считывае­мо­го мо­мен­та его жиз­ни. Раз­ли­ча­ют био­ло­гич. В. ч., ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью био­ло­гич. зре­ло­сти ор­га­низ­ма и её со­от­вет­ст­ви­ем сред­ним по­пу­ля­ци­он­ным ха­рак­те­ри­сти­кам, ка­лен­дар­ный В. ч. (хро­но­ло­ги­че­ский, пас­порт­ный), из­ме­ряе­мый вре­ме­нем, про­шед­шим с мо­мен­та ро­ж­де­ния, а так­же пси­хо­ло­ги­че­ский, со­ци­аль­ный В. ч. и др. Био­ло­гич. В. ч. мо­жет за­мет­но от­ли­чать­ся от ка­лен­дар­но­го как в сто­ро­ну опе­ре­же­ния, так и от­ста­ва­ния. В за­ви­си­мо­сти от вы­бо­ра сис­те­мы при­зна­ков раз­ли­ча­ют мор­фо­ло­гич. В. ч., ко­ст­ный, зуб­ной и т. п.

В де­мо­гра­фи­че­ском ана­ли­зе час­то­та всех де­мо­гра­фич. со­бы­тий (ро­ж­де­ний, смер­тей и т. д.) рас­смат­ри­ва­ет­ся обыч­но как функ­ция воз­рас­та, ко­то­рый счи­та­ет­ся не­пре­рыв­ной пе­ре­мен­ной и ука­зы­ва­ет­ся ли­бо в ви­де точ­но­го В. ч. (как про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду мо­мен­том ро­ж­де­ния и оп­ре­де­лён­ным мо­мен­том жиз­ни че­ло­ве­ка), ли­бо как воз­рас­т­ной ин­тер­вал ме­ж­ду дву­мя со­сед­ни­ми (обыч­но це­лы­ми го­дич­ны­ми) его зна­че­ния­ми. Для по­ко­ле­ния пред­по­ла­га­ет­ся, что все со­став­ляю­щие его лю­ди ро­ди­лись (или с ни­ми про­изош­ло то или иное со­бы­тие) в один и тот же мо­мент. В про­цес­се эво­лю­ции про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни пред­став­ле­ния о воз­рас­тных пе­рио­дах (пе­рио­ди­зация он­то­ге­не­за че­ло­ве­ка) ме­ня­ют­ся. При­мер­ная пе­рио­ди­за­ция жиз­ни че­ло­ве­ка (с учё­том от­но­ситель­но­сти гра­ниц) мо­жет быть пред­став­ле­на в сле­дую­щем ви­де:

$1–7\:дней\:новорождённые$

$7\:дней\:–\: 1\:год\:младенцы$

$1\:–\:3\:года\:раннее\:детств$

$4\:–\:7\: лет\: первое\: детство$

$\left.\begin{matrix} 8-12\: лет\:(мальчики) \\ \\ 8-11\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} второе\: детство$

$\left.\begin{matrix} 13-16\: лет\:(мальчики) \\ \\ 12-15\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} подростки$

$17\:–\:21\: год\: юноши$

$16\:–\:20\: лет\: девушки$

$\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:взрослые\: зрелые$

$\left.\begin{matrix} 22-35\: лет\:(мужчины)\\ 21-35\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 1-й\:период\: зрелости$

$\left.\begin{matrix} 36-60\: лет\:(мужчины)\\ 36-55\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 2-й\:период\: зрелости$

$\left.\begin{matrix} 61-72\: года\:(мужчины)\\ 56-74\: года\:(женщины)\end{matrix}\right\} пожилые\: люди$

$75\:–\:90\:лет\:(мужчины\:и\:женщины)\:\:\:\:\:\:старые\:люди$

$90\:лет\: и\: более\:\:\:\:\:\:\;\;\:\;\:\;\;\:\;                   долгожители$

В ме­ди­ци­не су­ще­ст­ву­ет по­ня­тие гес­та­ци­он­но­го В. ч., оп­ре­де­ляе­мо­го в не­де­лях для пло­да или но­во­ро­ж­дён­но­го ре­бён­ка от по­след­не­го пе­рио­да мен­ст­руа­ции ма­те­ри.

На­ря­ду с воз­рас­том жи­ву­щих важ­ное зна­че­ние в де­мо­гра­фич. ана­ли­зе име­ет воз­раст умер­ших, воз­раст всту­п­ле­ния в брак, де­то­род­ный воз­раст и т. д. Зна­ние воз­рас­тов отд. лю­дей на мо­мент на­блю­де­ния или на­сту­п­ле­ния в их жиз­ни тех или иных де­мо­гра­фич. со­бы­тий да­ёт пред­став­ле­ние о воз­рас­тной струк­ту­ре на­се­ле­ния и о том, в ка­ких воз­рас­тных груп­пах про­ис­хо­дят дан­ные со­бы­тия. По­сколь­ку час­то­та ро­ж­де­ний, смер­тей, бра­ков, раз­во­дов в раз­ных воз­рас­тах не­оди­на­ко­ва, В. ч. слу­жит об­щей ко­ор­ди­на­той де­мо­гра­фич. яв­ле­ний; их ста­ти­стич. опи­са­ние при по­мо­щи таб­лиц смерт­но­сти, ро­ж­дае­мо­сти, брач­но­сти и др. (име­ют важ­ное зна­че­ние для ана­ли­за вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния) по­зво­ля­ет вы­яс­нить об­щие за­ко­но­мер­но­сти про­те­ка­ния этих про­цес­сов на разл. эта­пах жиз­ни.

Ста­ти­стич. ана­лиз воз­рас­та как де­мо­гра­фич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. ка­те­го­рии мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся по двум на­прав­ле­ни­ям: во-пер­вых, изу­че­ние воз­рас­тной струк­ту­ры все­го на­се­ле­ния на оп­ре­де­лён­ный мо­мент; во-вто­рых, изу­че­ние од­но­го по­ко­ле­ния, пе­ре­жи­ваю­ще­го разл. ис­то­рич. со­бы­тия в од­ном и том же воз­рас­те. Вви­ду зна­чит. труд­но­стей по­лу­че­ния ста­ти­стич. ин­фор­ма­ции по по­ко­ле­ни­ям в де­мо­гра­фии наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли ис­сле­до­ва­ния воз­рас­т­ных ха­рак­те­ри­стик, за­пе­чат­лён­ных в воз­рас­тных струк­ту­рах на­се­ле­ния.

В. ч. име­ет зна­че­ние так­же и с юри­дич. точ­ки зре­ния: напр., брач­ный воз­раст, пра­во­спо­соб­ность и дее­спо­соб­ность (в т. ч. тру­до­вая), воз­раст уго­лов­ной, адм. или гражд. от­вет­ст­вен­но­сти и т. д.

В. ч., с эко­но­мич. и со­ци­аль­ной то­чек зре­ния, ус­лов­но де­лит жизнь на ряд эта­пов: по­треб­ле­ние и на­ко­п­ле­ние жиз­нен­но­го опы­та; про­из­вод­ст­во и по­треб­ле­ние ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных цен­но­стей; по­треб­ле­ние без про­из­вод­ст­ва, пе­ре­да­ча жиз­нен­но­го опы­та и зна­ний.

В. ч. в де­мо­гра­фии из­ме­ря­ет­ся обыч­но це­лым чис­лом ис­пол­нив­ших­ся лет, а для де­тей мо­ло­же го­да – чис­лом ме­ся­цев или да­же дней (для де­тей до 1 мес). Све­де­ния о В. ч. по­лу­ча­ют при пе­ре­пи­сях и об­сле­до­ва­ни­ях на­се­ле­ния пу­тём оп­ро­са, при те­ку­щей ре­ги­ст­ра­ции де­могра­фич. со­бы­тий (бра­ков, раз­во­дов и т. д.) – ча­ще все­го на ос­но­ва­нии за­писей в до­ку­мен­тах. В про­грам­мах пе­ре­пи­сей, как пра­ви­ло, ста­вит­ся во­прос о да­те ро­ж­де­ния (чис­ло, ме­сяц, год или ме­сяц, год), ино­гда и о чис­ле ис­пол­нив­ших­ся лет. Зная да­ту ро­ж­де­ния, мож­но оп­ре­де­лить чис­ло лет, ис­пол­нив­ших­ся к мо­мен­ту пе­ре­пи­си, вы­чи­тая год ро­ж­де­ния из го­да пе­ре­пи­си. При этом, ес­ли день ро­ж­де­ния в го­ду пе­ре­пи­си поз­же её да­ты, раз­ность умень­ша­ет­ся на еди­ни­цу. При те­ку­щей ре­ги­ст­ра­ции учи­тыва­ет­ся обыч­но да­та или толь­ко год ро­ж­де­ния. При­бли­зи­тель­ное или ок­руг­лён­ное ука­за­ние воз­рас­та при оп­ро­се при­во­дит к ис­ка­же­нию чис­лен­но­сти отд. воз­рас­тных групп – к т. н. воз­рас­тной ак­ку­му­ля­ции, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­сре­до­то­че­ни­ем в отд. воз­рас­тах, ча­ще все­го окан­чи­ваю­щих­ся на 0 или 5, чис­лен­но­сти на­се­ле­ния или де­мо­гра­фич. со­бы­тий зна­чи­тель­но боль­шей, чем в со­сед­них воз­рас­тах.

В пси­хо­ло­гии пе­рио­ди­за­ция В. ч. ука­зы­ва­ет на ка­че­ст­вен­но свое­об­раз­ные сту­пе­ни раз­ви­тия ин­ди­ви­да. В пси­хо­ло­гии вы­де­ля­ют сле­дую­щие В. ч.: пре­на­таль­ное раз­ви­тие (от за­ча­тия до ро­ж­де­ния), мла­ден­че­ст­во (от ро­ж­де­ния до 1 го­да), ран­нее дет­ст­во (1–3), до­шко­ль­ный воз­раст (от 3 до 6–7), млад­ший школь­ный воз­раст (от 6–7 до 11–12), от­ро­че­ст­во (от 11–12 до 15–17), юность (от 15–17 до 19–21), мо­ло­дость (от 19–21 до 25–30), зре­лость (от 25–30 до 55–60), ста­рость (от 55–60). Ста­биль­ные пе­рио­ды раз­ви­тия че­ре­ду­ют­ся с пе­ре­ход­ны­ми пе­рио­да­ми от од­но­го воз­рас­тно­го эта­па к дру­го­му, не­ред­ко про­те­каю­щи­ми в фор­ме воз­рас­тных кри­зи­сов. Для ка­ж­до­го В. ч. су­ще­ст­ву­ют нор­ма­тив­ные (сред­не­ста­ти­сти­че­ские) по­ка­за­те­ли пси­хо­фи­зи­че­ско­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го, эмо­цио­наль­но­го, лич­но­ст­но­го раз­ви­тия и т. п. Для ха­рак­те­ри­сти­ки ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия ис­поль­зу­ют­ся по­ня­тия «пси­хо­ло­гич. воз­раст», «со­ци­аль­ный воз­раст», «ум­ст­вен­ный воз­раст», ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют­ся со­от­не­се­ни­ем па­ра­мет­ров раз­ви­тия ин­ди­ви­да с нор­ма­тив­ны­ми. Пси­хо­ло­гич. воз­раст ука­зы­ва­ет на оп­ре­де­лён­ную струк­ту­ру пси­хи­ки, ста­дию раз­ви­тия лич­но­сти и мыш­ле­ния, со­ци­аль­ную си­туа­цию раз­ви­тия, ве­ду­щую дея­тель­ность, пси­хо­ло­гич. но­во­об­ра­зо­ва­ния и т. п. Со­ци­аль­ный воз­раст пред­став­ля­ет со­бой на­бор нор­ма­тив­но-ро­ле­вых свойств и иден­тич­но­стей, про­из­вод­ных от воз­рас­тно­го раз­де­ле­ния тру­да и со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ст­ва. Та­кие по­ня­тия, как до­шко­ль­ный, школь­ный, сту­ден­че­ский, ра­бо­чий, пен­си­он­ный, брач­ный воз­раст или воз­раст гражд. со­вер­шен­но­ле­тия име­ют смысл толь­ко в кон­тек­сте со­ци­аль­ных от­но­ше­ний оп­ре­де­лён­но­го об­ще­ст­ва и из­ме­ня­ют­ся вме­сте с ни­ми. Напр., ак­се­ле­ра­ция ме­ня­ет пред­став­ле­ния о про­дол­жи­тель­но­сти и осо­бен­но­стях дет­ст­ва, с рос­том про­дол­жи­тель­но­сти и ка­че­ст­ва жиз­ни ме­ня­ет­ся по­ня­тие «ста­рость» и т. п.

Для ка­ж­дой куль­ту­ры ха­рак­те­рен свой сим­во­лизм В. ч., вклю­чаю­щий в се­бя тер­ми­но­ло­гию, нор­ма­тив­ные кри­те­рии В. ч., пе­рио­ди­за­цию жиз­нен­но­го цик­ла, воз­рас­тные сте­рео­ти­пы (чер­ты и свой­ст­ва, при­пи­сы­вае­мые ли­цам дан­но­го воз­рас­та и за­да­вае­мые им в ка­че­ст­ве под­ра­зу­ме­вае­мой нор­мы), воз­рас­тные об­ря­ды (ри­туа­лы, по­сред­ст­вом ко­то­рых куль­ту­ра струк­ту­ри­ру­ет и оформ­ля­ет взаи­мо­от­но­ше­ния воз­рас­тных сло­ёв), воз­рас­т­ную суб­куль­ту­ру, вклю­чаю­щую при­зна­ки и цен­но­сти, по ко­то­рым пред­ста­ви­тели дан­но­го воз­рас­тно­го слоя осоз­на­ют и ут­вер­жда­ют се­бя в ка­че­ст­ве един­ст­ва, от­лич­но­го от всех ос­таль­ных воз­рас­т­ных общ­но­стей (напр., дет­ская суб­куль­ту­ра). Куль­тур­ный сим­во­лизм воз­рас­та влия­ет на пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о сво­ей био­гра­фии, жиз­нен­ном пу­ти и на субъ­ек­тив­ный, пе­ре­жи­вае­мый воз­раст лич­но­сти, «воз­рас­тное са­мо­соз­на­ние» (чув­ст­ву­ет че­ло­век се­бя мо­ло­дым или ста­рым), ко­то­рое так­же за­ви­сит от сте­пе­ни са­мо­реа­ли­за­ции, со­бы­тий­ной на­пол­нен­но­сти жиз­ни, ак­ту­аль­ных со­ци­аль­ных ро­лей и си­туа­ций и т. п. См. так­же Воз­рас­тная ор­га­ни­за­ция.

bigenc.ru


Смотрите также