Зачем на руке колят крест монахи


Свящ. Иоанн Истрати. Библия и татуировки / Православие.Ru

Люди часто задаются вопросом: что заповедал нам Бог в связи с татуировками? В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.

Фото: Ф.Леруа
Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю. Но почему осуждается такое деяние? Чтобы понять эту заповедь, надо вникнуть в культуру того времени.

Большинство культур той эпохи были варварскими по своей природе, народ же Израиля образовал новую нацию. Закон, данный Богом Моисею, был фундаментом, на котором держалась эта нация. Народ Израиля был призван жить в совершенно иной системе ценностей, отличной от культуры насилия, разбоя и смерти, свойственной другим, соседним народам. Татуируя свои тела, иудеи ничем бы не отличались от язычников, совершавших ритуальные убийства, «священное» насилие, массовую резню и обожествлявших страсти, разрушительные для души человеческой. Это, возможно, является одной из причин, по которым Бог дает заповедь против татуировок.

В нашей культуре татуировки уже не несут того смысла, что во времена Моисея. В эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу Евхаристии. Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.

Некоторые полагают, что татуировки сделают их красивее. Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом (ср.: Пс. 138: 14)[1]. Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова тоже). Между тем новизна татуировки может вызвать удивление не более чем на секунду, чтобы потом утонуть в потоке банальностей, уже не раз виденных.

В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.

Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда.

pravoslavie.ru

Что означает тату креста на руке?

Автор: Олег Мальцев

Краткое содержание статьи:

Татуировки были популярны во все времена. Люди наносят их просто так, для красоты, иногда придавая рисункам особое значение. На самом деле каждый символ толкуется определенным образом и не стоит рисовать его, не ознакомившись. В этой статье вы узнаете, что означает тату крест на руке, ведь и месторасположение важно и образ в целом: цвет, дополнительные элементы.

Зачем делают татуировки в виде крестов?

Это, пожалуй, самый популярный символ среди татуировок. Про него ходит много мифов и предположений, в основном пугающего характера. Правда ли, что лучше отказаться от нанесения подобной фигуры? Как известно, сколько людей столько и мнений.

Многое же в данном случае зависит от того, какой смысл вкладывает человек в изображение, так как значения у него очень разные:

  • Суеверные христиане уверены, что ничего хорошего от такого тату ждать не приходится. Ведь Иисуса распяли на кресте, он взял на себя кару за людские грехи и принял мученическую смерть. Поэтому существует мнение, что нанесение на тело данного знака к добру не приведет.
  • Но во многих культурах символ трактуется, как знак счастья, особой Божьей защиты или даже любви.

Поэтому просто необходимо разобраться, какое именно изображение вы будете делать и можно не бояться принять на себя образ всех мучений Христа. Здесь надо знать толкования. Кроме этого, дополнив рисунок другими элементами можно изменить его смысл полностью.

Если же сомневаетесь, выберите что-то другое. Так как в основном такие тату носят те, кто имеет расположение к той или иной культуре, уж больно оно говорящее.

В данном ролике историк Александр Ободов расскажет, как появились крестообразные татуировки, кто первым их начал наносить:

Виды и толкование рисунка из разных культур

Не все знают, но видов крестов существует огромно разнообразие. Ниже мы перечислим наиболее популярные сегодня и их значение:

  1. Анх или египетский иероглиф – знак, пришедший из Древнего Египта. Представляет собой перекрестие, увенчанное в верхней части кольцом. Считается символом мудрости, вечности, бессмертия. Используется, как защитный амулет;
  2. Кельтский крест – пожалуй второй по популярности. Этот символ можно встретить где угодно: на одежде в качестве принта, на украшениях и, конечно, в виде тату. Круг в данном случае – знак солнца, объединяющий христианство и язычество, придающий важность той и другой культуре. В качестве рисунка его наносят, подчёркивая бесконечность жизни, духовное саморазвитие;
  3. Латинский или Распятие – четырехконечное перекрестие вертикальной и горизонтальной перекладин. Считается, что продольная полоса символизирует божественное начало, а поперечная – земное. Это знак единения неба и земли. Древние скандинавы носили его на теле, как амулет защищающий от злых сил. Это наиболее популярное перекрестие, на котором после появился распятый Христос. В католичестве им украшают стены храмов и больниц. В России используют его аналог – Крест Петра;
  4. Мальтийский крест– некогда использовался людьми, состоящими в католических рыцарских организациях. Данное восьмиконечие являлось знаком милосердия, безгрешия, чистоты помыслов, справедливости. Известен, как Георгиевский крест.

Существуют также варианты японских и мексиканских изображений, обозначающие разных богов. Полностью описать известные перекрестия сложно, желающим найти наиболее экзотичные варианты придется перечитать специализированную литературу.

Что означает крест на руке?

Любая из обозначенных фигур нанесенная на руку не теряет своего основного значения. Однако, если обратиться к истории, то можно узнать, что еще несколько десятилетий назад узоры на запястье наносили люди определенных профессий.

Летчики рисовали крылья, танкисты – танки или что-то, что с ними связано. Если же вы видели крестик на руке у человека, возможно он так или иначе имел отношение к церкви одной из тех религий, которые не считали это плохим знаком.

Сегодня так уже практически никто не поступает. Поэтому, если вы заметили на запястье или предплечье крестик, попробуйте определить его вид, и тогда станет понятно, что хотел сказать человек. Скорее всего он интересуется культурой, из которой и взял символ.

Тюремные символики в виде креста

Данную картинку часто рисуют на теле люди, побывавшие в местах не столь отдаленных. Здесь у рисунка есть определенное значение:

  • Девушки-воровки накалывают маленькие крестики в районе висков, на груди, на пальцах. Увидев такие, понимайте, кто перед вами;
  • Если на перекрестии изображена голова Христа или библия, значит человек, побывав за решёткой, потерял всякую веру и надежду;
  • Дева Мария или младенец рядом с Распятием – человек хочет сказать, он не предавал друзей, его совесть перед ними чиста;

Данное изображение на кистях рук, черное на белом, говорит о том, что человек попался на грабеже. Если его же вы увидели на пальцах с вертикально расположенными перекладинами, значит хозяин сидел в знаменитых «Крестах», расположенных в Санкт-Петербурге.

Что означает тату «крест» на спине?

На спине такой рисунок выполняют редко. Иногда так люди выражают личное горе, добавляя фотографии потерянных близких.

Вообще данная зона считается нейтральной и никакого особого значения, кроме уже имеющегося у фигуры здесь нет.

Часто на спине хотят носить татуировку те, кто не желает ее демонстрировать общественности, но считает необходимым сделать. Такое случается по разным причинам.

  • Например, один из пилотов команды «Мерседес» – Льюис, прячет под футболкой христианский крест, он глубоко верующий человек и таким образом выражает это для себя.
  • Известный футболист Бэкхем в честь своих религиозных убеждений «носит» крылья ангела между лопатками.

Становится понятным, здесь главное не место расположения татуировки, а вид. Основные же толкования, что означает тату крест на руке или на спине, пальцах, мы обозначили. Ориентируйтесь на культуру из которой пришел знак, почитайте, как он появился и где использовался, уже после этого принимайте решения о нанесении.

Видео про татуировки в виде креста

В данном ролике тату-мастер Эдгар Поляков расскажет, для каких целей его просят набить татуировку в виде креста его клиенты:

znay.co

Просто крест - Православный журнал "Фома"

С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.

Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.

С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.

Фото Азбука.ру На фотографии – фрагмент погребального саркофага христианки 4-го века.Обратим внимание на монограмму ХР, находящуюся слева от женщины. Это так называемый, Константиновский крест. Этот тип изображения Креста Господня получил на Западе распространение во времена св. равноап. Константина Великого (4 век).

Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг… В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили. (Впрочем были и исключения. В актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).). После легализации христианства в 4 веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.

Фото Азбука.ру Такие кресты украшали собрания римских христиан в 4-м веке

Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.

Фото Азбука.ру Крест, который носили на теле, поверх одежды, в Риме в 5-м веке

Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в 5-м – 7-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Фото Азбука.ру Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.

Источник фото: Свободная энциклопедия “Википедия”

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.

«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», – замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей – Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках – только с 17-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.Самое первое значение подножия – безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.

Что такое распятие на кресте?

Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы…

Фото Афиша.ру Кадр из фильма “Страсти Христовы” , 2004

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.

На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.

…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.

Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с 15-го – 17-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз – на разбойника, хулящего Господа.

Дополнительные изображения на кресте

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.

Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.

Часто у Христа на Распятии – пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.

Фото анонса Фото Nickolas Titkov www.flickr.com

foma.ru

Просто крест / Православие.Ru

Фото:Nickolas Titkov/www.flickr.com     

С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.

Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.

С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.

Фото Азбука.ру На фотографии – фрагмент погребального саркофага христианки 4-го века.Обратим внимание на монограмму ХР, находящуюся слева от женщины. Это так называемый, Константиновский крест. Этот тип изображения Креста Господня получил на Западе распространение во времена св. равноап. Константина Великого (4 век).     

Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг… В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили. (Впрочем были и исключения. В актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).). После легализации христианства в 4 веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.

Фото Азбука.ру Такие кресты украшали собрания римских христиан в 4-м веке     

Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.

Фото Азбука.ру Крест, который носили на теле, поверх одежды, в Риме в 5-м веке     

Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в 5-м – 7-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Фото Азбука.ру Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте     

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.

Источник фото: Свободная энциклопедия «Википедия» Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.

«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», – замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей – Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках – только с 17-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен. Самое первое значение подножия – безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.

Что такое распятие на кресте?

Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы…

Фото Афиша.ру Кадр из фильма «Страсти Христовы» , 2004     

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества. Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.

На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.

…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины. Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.

Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с 15-го – 17-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз – на разбойника, хулящего Господа.

Дополнительные изображения на кресте

    

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное). Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.

Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.

Часто у Христа на Распятии – пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад. Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.

pravoslavie.ru

иеромонах Иов (Гумеров). С какой стороны были пронзены копьем ребра Христа? / Православие.Ru

Скажите, пожалуйста, почему на православных и католических изображениях Христа рана на груди расположена с правой стороны? В Библии указано только значение раны, приведена ее параллель с «раскрытым» боком Адама для создания Евы. Но с какой стороны располагалась рана не указано. Что означает расположение раны Христа с правой стороны?

Евангелист Иоанн Богослов не говорит, с какой стороны римский воин пронзил ребра Иисуса Христа. Однако церковное предание живо хранило все подробности, относящиеся к страданиям и крестной смерти Спасителя мира. Иконописцы, несомненно, опирались на это предание. Так возникла иконописная традиция изображать пронзенным правый бок. Исследования святой Плащаницы Господа подтвердили историческую точность традиции. «С правой стороны, между пятым и шестым ребрами, на теле есть овальный прокол размером приблизительно 4,5 на 1,5 см., причиненный острым колющим предметом. Из обширной раны кровь текла вниз, а затем обратно; это свершилось при укладывании тела в горизонтальном положении… Все авторитетные ученые согласны с тем, что рану нанесли после смерти. Они исходят из того обстоятельства, что вытекло небольшое количество вязкой, свертывающейся крови и произошло отделение сгустков крови от сукровицы… За счет жестоких травм и последующего страдания на кресте в  плевральной области скопилось значительное количество крови. Она разделилась на составляющие. И тяжелые фракции опустились вниз. Кровь и вода – густая фракция крови, а затем легкая» (Священник Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры, М., 2002, с.27). Прободение рёбер правой стороны произошло не случайно: это результат профессиональных навыков римских копьеносцев. Во время сражения левая сторона у воина была закрыта щитом, а правая - открыта. «Легионеры специально тренировались наносить смертельные ранения в сердце именно с этой стороны, где оно оставалось без прикрытия» (Священник Вячеслав Синельников, с.27).

В святоотеческом толковании, кровь является символом Евхаристии, а вода знаменует Крещение.  Евхаристия и  Крещение – таинства, указывающие на Церковь, рожденную от прободения ребра Нового Адама.

10 октября 2005 г.

pravoslavie.ru

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. Почему вся православная, как, впрочем, и католическая, иконография изображает гвозди, прибитые в тело Иисуса, в ладонях, а не в запястьях? / Православие.Ru

Почему вся православная, как, впрочем, и католическая, иконография изображает гвозди, прибитые в тело Иисуса, в ладонях, а не в запястьях? Ведь это искажает историю, как мне кажется. Как вы думаете, возможно ли поменять расположение гвоздей на иконах?

Иконопись выражает и передает христианское учение и жизнь Церкви в образах (греч. еikon – образ, изображение). Чтобы передать реалии и отношения мира духовного, она пользуется условным и символическим языком. Цель иконописца – сделать зримым богословские мысли, священные события, святость и духовные подвиги. Е.Н.Трубецкой употреблял выражение «умозрение в красках». Древний иконописец никогда не стремился детально точно изобразить реальный мир. Используемая в иконописи обратная перспектива не соответствует нашему восприятию физического пространства. На иконе иногда прямоугольное здание показано с трех сторон, что не согласуется с нашим реальным видением. Чаще всего в символических целях на иконе фигуры Спасителя и Матери Божией изображены выше фигур святых. Также и время иконописец передает весьма свободно и условно. Иногда на одном иконописном пространстве можно увидеть святых, живших в разное время. Не всегда соответствуют эпохе одежды, в которых изображены святые. Делается это для того, чтобы такими внешними приемами показать духовную близость того или иного угодника Божия ко времени, в которой жил иконописец.

Чтобы показать символизм языка иконы, приведем два примера. На некоторых иконах св. Иоанн Предтеча изображен с крыльями ангела. Так условно иконописец выражает пророчество: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3:1; Мк.1:2). Глядя на этот образ не возникает мысль об «искажении истории». Напротив, на иконе показаны более глубокие духовные реалии относящиеся к истории великого Пророка и Предтечи, чем внешние события его жития. Когда св. великомученик Никита на иконе побивает беса тяжелыми веригами, то имеются ввиду его подвиги (утеснение тела веригами, пощение и др.) которыми святой победил искушавшего его демона.

На иконах распятого Спасителя выражена реальное событие Его икупительного Подвига – руки и ноги были прибиты к Кресту гвоздями (Ин20:25; Деян.2:23; Кол.2:14). Для нашего сопереживания страдающему за нас Иисусу Христу не значимо детально точное изображение тех мест на руках, куда были вбиты гвозди.

Мы не должны спешить делать вывод о допущенной «ошибке». Иконы распятого Христа относятся не к самым ранним векам христианства. Сначала делались изображения только Креста, затем на его фоне - Спасителя. Значительно позже появляются известные нам иконы с пригвожденным на Кресте Иисусом Христом. Иконописец как художник обладал знаниями человеческого тела. К этому времени анатомия была довольно продвинутой наукой. Гален (ок.130 – ок.200) в трактате «О частях человеческого тела» дал анатомо-физиологическое описание целостного организма. Знания строения ладони относятся к самым элементарным. Вряд ли художники, знакомые с анатомией, не знали, что мягкие ткани ладони не могут удержать человеческое тело. Возможно, что иконописцы вполне осознанно изображали гвозди, пронзающие ладонь, потому что эта часть руки использовалась для символических действий (сложенные вместе и обращенные вверх они означают готовность принять благодать Божию). Ладонь упоминается в некоторых ветхозаветных обрядовых действиях: «и возьмет священник из лога елея и польет на левую свою ладонь; и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа» (Лев.14:15-16). Освященный елей был символом подаваемом Божией Благодати.

17 сентября 2003 г.

pravoslavie.ru


Смотрите также